ПОЧЕМУ В НЕДЕЛЕ 7 ДНЕЙ, А В СУТКАХ 24 ЧАСА?

Отвечает Анастасия Войко, автор портала «Культура.РФ»
ПОЧЕМУ
В НЕДЕЛЕ 7 ДНЕЙ,
А В СУТКАХ
24 ЧАСА?
Отвечает Анастасия Войко,
автор портала «Культура.РФ»
Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. В разных государствах выделяли разные циклы.
Сутки — это время, за которое Земля совершает оборот вокруг своей оси. На самом деле в них не 24 часа, а 23 часа 56 минут. Раз в четыре года лишние минуты складываются в дополнительный день — 29 февраля.

Разбивать сутки на части начали еще в древности. Сначала в них выделяли просто дневное и ночное время. Затем — четыре времени: восход, зенит, закат и ночь. У некоторых народов существовали особые системы. Например, у туземцев островов Общества в Тихом океане в сутках было 18 часов.

Впервые разделили сутки на 24 части древние египтяне и шумеры. Их астрономы отслеживали время по движению звезд на небе. Египтяне придумали двенадцатеричную систему времяисчисления. Они выделяли две части в сутках — темное и светлое время. В каждой из таких частей было по 12 часов. Однако подобная система была неудобной, потому что в разное время года длина дня и ночи менялась.

А вот уже древние римляне решили считать время в часах. Именно их система стала самой популярной. Так было куда проще и удобнее. К тому же такое разделение не зависело от времени года и длины светового дня.

Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. В разных государствах выделяли разные циклы. У кельтов неделя состояла из девяти дней, у египтян — из 10, а у древних германцев — из 14.

Семидневную неделю придумали на Древнем Востоке. Там каждому дню соответствовала одна из планет, которые астрономы видели на небе. К ним тогда причисляли еще и Солнце с Луной. Воскресенье соответствовало Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере, а суббота — Сатурну.

Цикл в семь дней существовал и у древних евреев: согласно Библии, Бог создавал мир на протяжении шести дней, а в седьмой — отдыхал.

Популярной семидневная неделя стала тоже благодаря римлянам. Такой цикл ввел Юлий Цезарь в I веке до нашей эры. Юлианский календарь, который по приказу Цезаря придумал астроном Созиген, включал в себя привычные и сегодня 12 месяцев и 365 дней. Раньше римляне считали, что в году 355 дней. Из-за этого раз в два года им приходилось вставлять дополнительный месяц — мерцедоний. А в неделе у римлян изначально было восемь дней. Такие промежутки времени назывались нундинами. Именно раз в восемь дней в городах проходила рыночная торговля.

Когда римляне завоевали Европу, они ввели юлианский календарь, семидневную неделю и 24-часовой день во всех своих провинциях. Этой системой пользовались до XV века — когда папа римский Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский. Он был более точным и приближенным к тропическому году — времени, за которое на Земле сменяются сезоны.

На Руси семидневного недельного цикла стали придерживаться после принятия христианства. Однако юлианский календарь ввел только Петр I в 1700 году. До этого в стране пользовались собственной календарной системой — от сотворения мира.

На григорианский календарь в России перешли после революции. Он был введен Владимиром Лениным 14 февраля 1918 года. С 1929 года в СССР параллельно действовала еще одна система времяисчисления — советский революционный календарь. Неделя в нем состояла не из семи, а из пяти дней. А в году было только 360 дней. Оставшиеся пять дней считались государственными праздниками и не включались в недели.

Идея революционного календаря заключалась в непрерывном производстве, поэтому в народе ее прозвали «непрерывкой». На всех предприятиях предполагалось разделить сотрудников на пять групп. Называли их по цветам — желтый, розовый, красный, фиолетовый, зеленый. У каждой группы был один выходной день в неделю. По задумке советских чиновников, такой график позволял предприятиям работать постоянно. Однако система просуществовала всего два года. Ее посчитали неудобной: выходные у членов одной семьи почти никогда не совпадали. А многие сотрудники даже не понимали, в какой именно день им можно отдыхать. Илья Ильф и Евгений Петров писали в «Золотом теленке»:
Сутки — это время, за которое Земля совершает оборот вокруг своей оси. На самом деле в них не 24 часа, а 23 часа 56 минут. Раз в четыре года лишние минуты складываются в дополнительный день — 29 февраля.

Разбивать сутки на части начали еще в древности. Сначала в них выделяли просто дневное и ночное время. Затем — четыре времени: восход, зенит, закат и ночь. У некоторых народов существовали особые системы. Например, у туземцев островов Общества в Тихом океане в сутках было 18 часов.

Впервые разделили сутки на 24 части древние египтяне и шумеры. Их астрономы отслеживали время по движению звезд на небе. Египтяне придумали двенадцатеричную систему времяисчисления. Они выделяли две части в сутках — темное и светлое время. В каждой из таких частей было по 12 часов. Однако подобная система была неудобной, потому что в разное время года длина дня и ночи менялась.

А вот уже древние римляне решили считать время в часах. Именно их система стала самой популярной. Так было куда проще и удобнее. К тому же такое разделение не зависело от времени года и длины светового дня.

Отсчет дней в неделе стал единообразным далеко не сразу. В разных государствах выделяли разные циклы. У кельтов неделя состояла из девяти дней, у египтян — из 10, а у древних германцев — из 14.

Семидневную неделю придумали на Древнем Востоке. Там каждому дню соответствовала одна из планет, которые астрономы видели на небе. К ним тогда причисляли еще и Солнце с Луной. Воскресенье соответствовало Солнцу, понедельник — Луне, вторник — Марсу, среда — Меркурию, четверг — Юпитеру, пятница — Венере, а суббота — Сатурну.

Цикл в семь дней существовал и у древних евреев: согласно Библии, Бог создавал мир на протяжении шести дней, а в седьмой — отдыхал.

Популярной семидневная неделя стала тоже благодаря римлянам. Такой цикл ввел Юлий Цезарь в I веке до нашей эры. Юлианский календарь, который по приказу Цезаря придумал астроном Созиген, включал в себя привычные и сегодня 12 месяцев и 365 дней. Раньше римляне считали, что в году 355 дней. Из-за этого раз в два года им приходилось вставлять дополнительный месяц — мерцедоний. А в неделе у римлян изначально было восемь дней. Такие промежутки времени назывались нундинами. Именно раз в восемь дней в городах проходила рыночная торговля.

Когда римляне завоевали Европу, они ввели юлианский календарь, семидневную неделю и 24-часовой день во всех своих провинциях. Этой системой пользовались до XV века — когда папа римский Григорий XIII заменил юлианский календарь на григорианский. Он был более точным и приближенным к тропическому году — времени, за которое на Земле сменяются сезоны.

На Руси семидневного недельного цикла стали придерживаться после принятия христианства. Однако юлианский календарь ввел только Петр I в 1700 году. До этого в стране пользовались собственной календарной системой — от сотворения мира.

На григорианский календарь в России перешли после революции. Он был введен Владимиром Лениным 14 февраля 1918 года. С 1929 года в СССР параллельно действовала еще одна система времяисчисления — советский революционный календарь. Неделя в нем состояла не из семи, а из пяти дней. А в году было только 360 дней. Оставшиеся пять дней считались государственными праздниками и не включались в недели.

Идея революционного календаря заключалась в непрерывном производстве, поэтому в народе ее прозвали «непрерывкой». На всех предприятиях предполагалось разделить сотрудников на пять групп. Называли их по цветам — желтый, розовый, красный, фиолетовый, зеленый. У каждой группы был один выходной день в неделю. По задумке советских чиновников, такой график позволял предприятиям работать постоянно. Однако система просуществовала всего два года. Ее посчитали неудобной: выходные у членов одной семьи почти никогда не совпадали. А многие сотрудники даже не понимали, в какой именно день им можно отдыхать. Илья Ильф и Евгений Петров писали в «Золотом теленке»:
Когда методологическо-педагогический сектор перешел на непрерывную неделю и, вместо чистого воскресения, днями отдыха Хворобьева стали какие-то фиолетовые пятые числа, он с отвращением исхлопотал себе пенсию и поселился далеко за городом.

В 1931 году пятидневную неделю заменили шестидневной. Выходной день стал фиксированным — он приходился на 6, 12, 18, 24-е и 30-е число каждого месяца. Эта система просуществовала до 1940 года и тоже была признана неудобной. Тогда в СССР вернулись к семидневной неделе, по которой мы живем и в наше время.
Портал «Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Татьяну из Белгорода.
Материалы по теме