ОТКУДА ПОШЛО ВЫРАЖЕНИЕ «БАБА РЯЗАНСКАЯ»?

Отвечает Ирина Малахова, антрополог, автор портала «Культура.РФ»
ОТКУДА ПОШЛО ВЫРАЖЕНИЕ «БАБА РЯЗАНСКАЯ»?
Отвечает Ирина Малахова, антрополог,
автор портала «Культура.РФ»
В «Большом словаре русских поговорок» Валерия Мокиенко и Татьяны Никитиной выражение «баба рязанская» указано как просторечное и ироническое. Оно означает неловкую, рассеянную или глупую женщину. «Рязанской бабой» можно назвать и человека, который намеренно привлекает к себе много внимания.
— Стой! — выкрикнул пронзительно Сероштан. — Ла-апшин! Ты там что так семетрично дурака валяешь! Суешь кулаками, точно рязанская баба уфатом: хоу, хоу!.. Делай у меня движения чисто, матери твоей черт!
Александр Куприн. «Поединок»
Это выражение появилось примерно в XIV веке. В то время на Руси главным местом торговли была Москва. В город съезжались купцы из многих земель, но самую масштабную ярмарку устраивали торговцы из Рязани. В основном за прилавками стояли женщины, которые очень громко зазывали покупателей. Чтобы привлекать еще больше внимания, они одевались в пестрые одежды, носили много украшений и ярко красились. Поэтому со временем «рязанскими бабами» стали называть женщин, которые чересчур ярко и неуместно наряжаются.

Однако рязанские женщины стали знамениты еще раньше, в XIII веке. Сохранилась легенда об Авдотье Рязаночке, которая жила во времена нападения на город войск хана Батыя в 1237 году:
...Да скажи ты мне, жонка Авдотья Рязаночка,
Как ты эти заставы прошла й проехала?
Ответ держит жонка Авдотья Рязаночка:
— А й ты, славный король Бахмет турецкие!
Я эты заставы великие
Прошла не путем, не дорогою.
Как я реки, озера глубокие
Те я пловом плыла,
А чистые поля те широкие,
Воров-то разбойников,
Тех-то я ополдён прошла,
Ополдён воры-разбойники,
Они опочив держа.

Из песни «Авдотья Рязаночка»
В 1927 году на экраны вышел немой драматический фильм Ивана Правова и первой советской женщины-кинорежиссера Ольги Преображенской «Бабы рязанские». Картину снимали в рязанском селе Сапожок. В основу сценария лег материал местной учительницы, дочери этнографа и заслуженного врача России Павла Стаханова.

По сюжету сироту Анну насильно выдают замуж за наследника из семьи зажиточных крестьян. Фильм рассказывает о тяжелой судьбе русских женщин и их бесправном положении в дореволюционной деревне. Второстепенные роли в фильме играли непрофессиональные актеры, а также в картину вошло много сцен, которые с документальной точностью показывали особенности деревенского быта жителей Рязани: свадьбу, праздник Троицы, отбеливание холстов и другие традиции.
Из жизни русской деревни кануна революции и первых послеоктябрьских лет. Сделанная в реалистических традициях Малого театра, картина правдиво и обстоятельно показала тяжелое, бесправное положение женщины-крестьянки в дореволюционной России.
Николай Лебедев, киновед
Во время и после Великой Отечественной войны рязанские женщины олицетворяли всех советских солдаток и матерей, чьи сыновья и мужья не вернулись с фронта. Их начали называть «рязанские мадонны». В 1965 году поэт Анатолий Поперечный и армянский композитор Александр Долуханян написали песню, посвященную этим женщинам.
И матери, и жены...
Дороги без конца...
Рязанские мадонны —
Прекрасные сердца!

Из песни «Рязанские мадонны»
Материалы по теме