Борис Кустодиев. Масленичное гулянье (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

КОГДА В РОССИИ НАЧАЛИ ОТМЕЧАТЬ 1 АПРЕЛЯ?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
Борис Кустодиев. Масленичное гулянье (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

КОГДА В РОССИИ НАЧАЛИ ОТМЕЧАТЬ 1 АПРЕЛЯ?

Отвечает Екатерина Гудкова, филолог, автор портала «Культура.РФ»
В России смех был тесно связан с обрядами из языческих времен. Особым размахом отличались святочные, масленичные и купальские гулянья.
История этого европейского праздника доподлинно неизвестна, но самой распространенной является «французская» версия. Согласно ей, в средневековой Франции Новый год в разных областях встречали в разные дни — в марте или сентябре. «Весенний» Новый год праздновали с 25 марта по 1 апреля, соблюдая обычай дарить подарки. Эта традиция появилась еще в Древнем Риме: тогда новогодними подарками задабривали богиню благополучия Стрению.

В 1564 году король Карл IX установил общенациональную дату наступления Нового года — 1 января. Однако традиция обмениваться подарками на 1 апреля не была забыта. Французы стали одаривать друг друга шутки ради смешными и нелепыми вещами — и так появились первоапрельские розыгрыши.

В России смех был тесно связан с обрядами из языческих времен. Особым размахом отличались святочные, масленичные и купальские гулянья.
Древние свидетельства говорят о «бесовских скаканиях», плясках под музыку, очевидно сопровождавшихся пьянством, о карнавальном переодевании, причем не только в звериные шкуры и вывернутые шубы с «личинами»-масками, но и мужчин в женскую одежду, а женщин в мужскую — так называемая травестия. <…> Основным принципом построения «смеховых» обрядов и произведений было выворачивание наизнанку обычной системы знаков… Одетости противопоставляется нагота (лохмотья), богатству — бедность, церкви — кабак, а церковным одеяниям — рогожная «гунька кабацкая» (одеяние, выдававшееся полностью пропившимся).
Алексей Юдин, «Русская народная духовная культура»
Символично, что в дохристианский период Масленицу отмечали в 20-х числах марта, во время весеннего равноденствия. К этому же времени восходит старофранцузский Новый год, из которого и вырос праздник 1 апреля.

Собственно День смеха стали отмечать в России в период правления Петра I. В юности царь много времени проводил в Немецкой слободе — районе Москвы, где жили европейцы. Скорее всего, именно там Петр Алексеевич узнал о традиции разыгрывать друг друга на 1 апреля.

Стараясь укоренить в России новую идеологию, государь принял целый комплекс культурных нововведений, который вошел в историю как «реформа веселья». В начале 1690-х годов Петр основал своего рода «орден» — «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор». В этой организации приближенные царя назначались на должности, пародировавшие государственное и церковное устройство Московии, а также иерархию католической церкви: всешутейший и всепьянейший князь-папа, князь-кесарь, архиигуменья, ключари, лампадники, дьяконы и другие.
…«Всешутейший собор», ассамблеи и общедоступный театр, фейерверки и триумфы, торжественные спуски кораблей и т.д. оказываются в одном ряду с живописью, искусствами типографским, делания часов и музыкальных инструментов. Все это равноправные пункты программы преобразования России. <...> Веселье и смех — в природе человека, поэтому необходима «реформа веселья», его реабилитация от обвинений в сатанинстве.
Академик Александр Панченко, «О русской истории и культуре»
1 сентября 1699 года (7208 года от сотворения мира, как тогда считали) россияне встретили Новый год, а уже 19 декабря Петр издал указ о праздновании 1 января «нового года и столетнего века», который считался уже от Рождества Христова. В эту систему летоисчисления гармонично вписался и новый праздник 1 апреля. Официально он не был признан, но государь всячески поощрял розыгрыши в этот день.

Сохранилась байка о том, как 1 апреля в Петербурге должны были показать представление заезжие артисты. Билеты быстро распродали, среди зрителей сидел и сам Петр. Когда поднялся занавес, публика увидела надпись: «Первый апрель — никому не верь!» Спектакль не состоялся, на что император лишь произнес: «Вольность комедиантов».

Любителем розыгрышей был и Александр I. Сохранились «куплеты» Александра Пушкина, посвященные государевым шуточкам:
Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
Повалила буря
Памятник Петра».
Тот перепугался.
«Я не знал!.. Ужель?» —
Царь расхохотался.
«Первый, брат, апрель!»

В 1846 году вышел комический альманах «Первое апреля». Авторами выступили Федор Достоевский, Николай Некрасов и Дмитрий Григорович. Во вступлении к сборнику говорилось:
Разве вам не ведомо... что у честных людей искони еще ведется обыкновение обманывать и надувать друг друга в первое апреля? Уж знать такой месяц надувательный в году пришелся, и пенять не на кого.

Кроме этого, сами видите вы, что вся просвещенная Европа пользуется таким обыкновением, и почему же нам не следовать ее примеру? Впрочем, кажется, и за нами дело не стало; посмотрите-ка вы в 1-е Апреля…

— Чем волнуется душа всех и каждого?.. а?.. чем она волнуется?..

Обманом, одним только обманом, а в Петербурге-то, в Петербурге — просто любо смотреть…
В советское время традиция первоапрельских розыгрышей сохранялась. О шутках 1920-х — начала 1930-х годов можно судить по эпизоду романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»:
Что же касается сослуживцев, то это были люди серьезные и шутили только раз в году — первого апреля. Да и в этот день веселых забав и радостных мистификаций они оперировали только одной печальной шуткой: печатали на машинке фальшивый приказ об увольнении Кукушкинда и клали ему на стол. И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что очень всех потешало.
История этого европейского праздника доподлинно неизвестна, но самой распространенной является «французская» версия. Согласно ей, в средневековой Франции Новый год в разных областях встречали в разные дни — в марте или сентябре. «Весенний» Новый год праздновали с 25 марта по 1 апреля, соблюдая обычай дарить подарки. Эта традиция появилась еще в Древнем Риме: тогда новогодними подарками задабривали богиню благополучия Стрению.

В 1564 году король Карл IX установил общенациональную дату наступления Нового года — 1 января. Однако традиция обмениваться подарками на 1 апреля не была забыта. Французы стали одаривать друг друга шутки ради смешными и нелепыми вещами — и так появились первоапрельские розыгрыши.

В России смех был тесно связан с обрядами из языческих времен. Особым размахом отличались святочные, масленичные и купальские гулянья.


«Древние свидетельства говорят о «бесовских скаканиях», плясках под музыку, очевидно сопровождавшихся пьянством, о карнавальном переодевании, причем не только в звериные шкуры и вывернутые шубы с «личинами»-масками, но и мужчин в женскую одежду, а женщин в мужскую — так называемая травестия. <…> Основным принципом построения «смеховых» обрядов и произведений было выворачивание наизнанку обычной системы знаков… Одетости противопоставляется нагота (лохмотья), богатству — бедность, церкви — кабак, а церковным одеяниям — рогожная «гунька кабацкая» (одеяние, выдававшееся полностью пропившимся)».
Алексей Юдин, «Русская народная духовная культура»


Символично, что в дохристианский период Масленицу отмечали в 20-х числах марта, во время весеннего равноденствия. К этому же времени восходит старофранцузский Новый год, из которого и вырос праздник 1 апреля.

Собственно День смеха стали отмечать в России в период правления Петра I. В юности царь много времени проводил в Немецкой слободе — районе Москвы, где жили европейцы. Скорее всего, именно там Петр Алексеевич узнал о традиции разыгрывать друг друга на 1 апреля.

Стараясь укоренить в России новую идеологию, государь принял целый комплекс культурных нововведений, который вошел в историю как «реформа веселья». В начале 1690-х годов Петр основал своего рода «орден» — «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор». В этой организации приближенные царя назначались на должности, пародировавшие государственное и церковное устройство Московии, а также иерархию католической церкви: всешутейший и всепьянейший князь-папа, князь-кесарь, архиигуменья, ключари, лампадники, дьяконы и другие.


«…«Всешутейший собор», ассамблеи и общедоступный театр, фейерверки и триумфы, торжественные спуски кораблей и т.д. оказываются в одном ряду с живописью, искусствами типографским, делания часов и музыкальных инструментов. Все это равноправные пункты программы преобразования России. <...> Веселье и смех — в природе человека, поэтому необходима «реформа веселья», его реабилитация от обвинений в сатанинстве».
Академик Александр Панченко, «О русской истории и культуре»


1 сентября 1699 года (7208 года от сотворения мира, как тогда считали) россияне встретили Новый год, а уже 19 декабря Петр издал указ о праздновании 1 января «нового года и столетнего века», который считался уже от Рождества Христова. В эту систему летоисчисления гармонично вписался и новый праздник 1 апреля. Официально он не был признан, но государь всячески поощрял розыгрыши в этот день.

Сохранилась байка о том, как 1 апреля в Петербурге должны были показать представление заезжие артисты. Билеты быстро распродали, среди зрителей сидел и сам Петр. Когда поднялся занавес, публика увидела надпись: «Первый апрель — никому не верь!» Спектакль не состоялся, на что император лишь произнес: «Вольность комедиантов».

Любителем розыгрышей был и Александр I. Сохранились «куплеты» Александра Пушкина, посвященные государевым шуточкам:

Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
Повалила буря
Памятник Петра».
Тот перепугался.
«Я не знал!.. Ужель?» —
Царь расхохотался.
«Первый, брат, апрель!»


В 1846 году вышел комический альманах «Первое апреля». Авторами выступили Федор Достоевский, Николай Некрасов и Дмитрий Григорович. Во вступлении к сборнику говорилось:


«Разве вам не ведомо... что у честных людей искони еще ведется обыкновение обманывать и надувать друг друга в первое апреля? Уж знать такой месяц надувательный в году пришелся, и пенять не на кого.

Кроме этого, сами видите вы, что вся просвещенная Европа пользуется таким обыкновением, и почему же нам не следовать ее примеру? Впрочем, кажется, и за нами дело не стало; посмотрите-ка вы в 1-е Апреля…

— Чем волнуется душа всех и каждого?.. а?.. чем она волнуется?..

Обманом, одним только обманом, а в Петербурге-то, в Петербурге — просто любо смотреть… »


В советское время традиция первоапрельских розыгрышей сохранялась. О шутках 1920-х — начала 1930-х годов можно судить по эпизоду романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок»:


«Что же касается сослуживцев, то это были люди серьезные и шутили только раз в году — первого апреля. Да и в этот день веселых забав и радостных мистификаций они оперировали только одной печальной шуткой: печатали на машинке фальшивый приказ об увольнении Кукушкинда и клали ему на стол. И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что очень всех потешало».
Материалы по теме