ШАНСÓН

ШАНСÓН
Изначально шансоном называли французские песни, преимущественно народные. В наши дни этим словом чаще обозначают разные музыкальные жанры с характерным звучанием — от городского романса до эстрадной песни.
Само слово «шансон» пришло в русский язык из французского и переводится как «песня». Своими корнями шансон уходит в эпоху Средневековья. Тогда французские трубадуры и труверы — бродячие поэты — сочиняли стихи и музыку и исполняли композиции на праздниках.

В эпоху Возрождения во Франции многие известные поэты писали стихи, которые предназначались именно для песенного исполнения. Например, на развитие шансона повлияло творчества Гийома де Машо.
Мне скорби в словах не излить!
От страсти великой ожог
Печаль мою требует длить
И речи на пени обрек.
У смерти ищу я защиты,
Кричу, что ни час, что ни миг:
«Сладчайшая, где вы сокрыты?
Когда я увижу ваш лик?»
Гийом де Машо. «Мне скорби в словах не излить!» (перевод Алексея Парина)
В это время поэты и композиторы стали создавать песни для многоголосия — шансон могли исполнять три и более человека.

В Европе складывались разные школы шансона. Во Франции в этом жанре писали члены Академии поэзии и музыки Жана Антуана де Баифа, в Италии шансон перекладывали для клавишных и струнных инструментов, появились полифонические песни и в Германии.

Современный шансон зародился в конце XIX века в парижских кабаре и концертных кафе. Тогда он смешался с популярным течением реалистической песни. Произведения в этом жанре были посвящены не только любви и романтике, но и затрагивали острые социальные темы. Самыми известными шансонье начала ХХ века были Эдит Пиаф и Фреель.

Иногда под шансоном подразумевают и французскую эстрадную песню второй половины ХХ века. Ее характерная особенность — произведения исполняли чаще всего сами авторы, например Джо Дассен и Шарль Азнавур.

Французский шансон сильно повлиял на развитие авторской песни по всей Европе, в том числе в России. Однако русский шансон значительно отличается от французского. Он складывался под влиянием городского романса и особого вида джаза под названием «одесский бит», который исполнял, например, Александр Вертинский, а также — арестантских песен, появившихся на рубеже XIX–ХХ веков. Поэтому в России под шансоном чаще всего понимают блатные песни, посвященные особенностям жизни и мироощущения представителей криминального мира.