ПРОЛÓГ

ПРОЛÓГ
Пролог — это часть литературного и музыкального произведения, с которой может начинаться повествование. В ней, как правило, автор рассказывает об обстоятельствах, в которых происходит сюжет, дает особую точку зрения на события или уточняет замысел. От предисловия пролог отличается тем, что всегда представляет собой художественный текст.
Это слово пришло в русский язык из древнегреческого: πρό-λογος, которое переводится как «предисловие», состоит из двух корней: πρό, «впереди», и λόγος, «слово».

Пролог возник в античных пьесах. Так называли небольшой текст, иногда монолог или диалог, который исполняли перед первым вступлением хора. В нем актеры рассказывали содержание представления, пересказывали миф, который лег в основу сюжета, обращались к зрителям и просили быть благосклонными к артистам. В средневековой литературе пролог превратился в молитву или проповедь. В эпоху Ренессанса пролог снова стал знакомить с сюжетом. В период классицизма писатели выражали в прологе свои общественные и художественные взгляды. Со временем пролог совместил эти функции.

В европейских опере и балете прологом называли самостоятельную картину перед основным действием. Она могла быть аллегорической или кратко передавать сюжет.

В русской литературе прологом называли два типа текстов. В Древней Руси это был сборник житий святых или поучительных рассказов, которые располагали по дням года. С петровских времен, когда культура европеизировалась, пролог приобрел такое же значение, как в зарубежном искусстве. Особенно популярна в русской литературе эта часть произведения стала в XIX веке.

Пролог мог рассказывать о событиях, связанных с основным сюжетом, — как в «Медном всаднике» Александра Пушкина, где он писал об основании Петербурга. Иногда в прологе автор знакомил читателей с миром, в котором происходили события. Песнь первую из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», начинающуюся со строк «У Лукоморья дуб зеленый…», литературоведы считали прологом такого типа. Пролог мог быть отдельной большой частью текста. Так устроено начало романа Ивана Гончарова «Обрыв», где читатели узнают о событиях перед отъездом Райского в поместье.

Также пролог существовал в русском музыкальном театре. Там он мог быть настоящим самостоятельным произведением. Например, одноактная опера Николая Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога» — это пролог к сочинению «Псковитянка».
Материалы по теме