МОКЬЮМЕНТАРИ

МОКЬЮМЕНТАРИ
Термином «мокьюментари» называют псевдодокументальные фильмы. Это жанр игрового кино, который имитирует документальную съемку, а также использует фальсификацию и мистификацию.

Слово «мокьюментари» происходит от английского to mock — «подделывать» или «издеваться» — и documentary — «документальный».

В 1933 году элементами мокьюментари воспользовался режиссер Луис Бунюэль в своей картине «Лас-Урдес. Земля без хлеба» о нищем районе в Испании. Он добавил в документальный фильм шокирующие постановочные кадры, чтобы усилить образ упадочного региона.

Как кинематографический и телевизионный жанр мокьюментари оформился в 1950-х годах в США. В 1964 году американский режиссер и композитор Ричард Лестер снял фильм «The Beatles: Вечер трудного дня» о гастролях музыкантов. История была фикцией — но многие зрители поверили в ее реальность, потому что в картине играли сами участники группы. Позже вышли известные псевдодокументальные ленты «Дневник Дэвида Гольцмана» Джима МакБрайда и «Хватай деньги и беги» Вуди Аллена.

В 1967 году картина в жанре мокьюментари получила первый и единственный «Оскар» как лучший документальный фильм. Это была лента «Военная игра» Питера Уоткинса. Он снял 48-минутное видео для Би-би-си, но сам телеканал запретил его транслировать из-за слишком реалистичных сцен ядерной войны. Именно Уоткинс начал снимать документально-постановочные картины.

В 1980–90-х годах жанр стал популярным в американском кино. Кинорежиссер Роб Райнер назвал музыкальным мокьюментари свою картину «Это Spinal Tap» о несуществующей британской рок-группе. А одним из самых известных мокьюментари стал фильм ужасов «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света».

Один из первых русских мокьюментари создали в 1991 году музыкант Сергей Курехин и журналист Сергей Шолохов. В сюжете-мистификации «Ленин — гриб» они утверждали, что Владимир Ленин употреблял некоторые запрещенные вещества, из-за чего превратился в гриб.

В 2000-х в годах в России вышло еще несколько фильмов в этом жанре. В 2005 году появилась постмодернистская мистификация «Первые на Луне» Алексея Федорченко о выдуманном секретном полете Советского Союза в космос в 1938 году. На Венецианском кинофестивале она получила приз как лучший документальный фильм в программе «Горизонты». Спустя четыре года режиссер Павел Бардин снял псевдодокументальный фильм «Россия 88» об участниках неонацистской банды. Многие кинокритики называют эту картину лучшим российским мокьюментари.
Материалы по теме