МЕМОРИА́Л

МЕМОРИА́Л
Мемориал (от латинского memorialis «памятный») — это сооружение, созданное для сохранения памяти о важных событиях, крупных достижениях и выдающихся людях.
В широком смысле мемориалы — это любые памятные объекты: пирамиды, мавзолеи, колонны, памятники. Но чаще этим термином обозначают архитектурный ансамбль, рассредоточенный в пространстве.

Мемориал может выглядеть как небольшая ниша, уходящая вглубь площади, или как бассейн с искусственным водопадом. Часто мемориальные ансамбли составляют целые ландшафтные комплексы из парка, скульптур и даже зданий. Например, историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане — это скульптура «Родина-мать зовет!», площадь «Стоять насмерть», площадь Скорби и другие сооружения.

На возникновение мемориалов повлияла идея «светского храма» с желанием прославить не Господа, а идеальную личность. Она распространилась в эпоху Просвещения с характерным для того времени культом разума. В XVIII веке архитекторы заинтересовались геометрическими монументами вместо традиционных статуй. Одним из первых был Этьен-Луи Булле. Его мемориал для Исаака Ньютона остался на бумаге, но до сих пор вдохновляет потомков: Булле хотел создать огромный шар со множеством отверстий — символ сферической Вселенной. Отверстия мемориала должны были пропускать свет и имитировать звездное небо.

Много мемориалов было создано после Второй мировой войны в память о героях-защитниках. Крупнейший русский комплекс в 135 гектаров находится на Поклонной горе в Москве. Здесь работает Музей Победы, к которому ведет главная аллея парка — «Годы войны». Она разбита на пять террас по числу лет, в течение которых шла Великая Отечественная война. Летом здесь работают 225 фонтанов — они символизируют 225 недель сражений. В конце аллеи находится монумент Победы в виде трехгранного штыка, идущего от дула солдатской винтовки.

К XXI веку мемориалы становились все более абстрактными, масштабными по размеру и лаконичными по форме. Современные архитекторы стремятся не показать конкретный сюжет, а вызвать у зрителя сильные чувства с помощью соотношений масс, линий, фактур. Один из известных примеров такого рода — мемориал жертвам Холокоста в Берлине. На площади размером с два футбольных поля расположено более 2700 серых бетонных блоков. Они стоят неровными рядами и поднимаются на разную высоту — от 0,2 до 4,7 метра. С воздуха мемориал похож на бетонную волну или вздыбившуюся землю. А для зрителя он превращается в нескончаемый серый лабиринт без горизонта и указателей выхода.
Материалы по теме