Макгаффином киноведы называют предмет, вокруг которого строится сюжет фильма и который жаждут заполучить практически всего его персонажи. Иногда этот объект может находиться за кадром и не участвовать в действии, пока герои его ищут. Чаще всего макгаффины встречаются в детективах, триллерах и приключенческом кино.
Существует несколько версий происхождения этого термина. Исследователи считают, что его придумал либо режиссер Альфред Хичкок, либо британский сценарист Ангус Макфайл, который много лет работал с мастером триллера. Впервые термин «макгаффин» прозвучал в ходе лекции Хичкока в Колумбийском университете в 1939 году. Режиссер объяснял его так:
«Это предмет, который необходимо заполучить… Для меня, рассказчика, [конкретный] макгаффин никакой важности не несет… Для кинематографиста процесс важнее результата — важно то, что делают и говорят персонажи в погоне за предметом, а не сам предмет».
Хичкок утверждал, что позаимствовал слово из шотландского анекдота. Макгаффином в нем называлось бессмысленное устройство — прибор для ловли горных львов в Шотландии, который вез с собой в поезде один из героев. В конце истории оказалось, что в стране такие животные не водились, а устройство и вовсе не существовало.
Есть и другая версия происхождения «макгаффина»: Хичкок и Макфайл придумали его сами. Первую часть слова они взяли от фамилии Макфайла, а вторую образовали от английского слова
guff, которое переводится как «пустая болтовня».
В кино макгаффином могут выступать не только вещи, но и абстрактные понятия, места и даже люди. Например, во многих детективах разведчики добывают информацию, а полицейские выслеживают преступников. В приключенческих фильмах герои часто стремятся достичь какого-либо места.
Макгаффин иногда выносят в заглавие картины. Так сделал Хичкок в ленте «Веревка» и Ян де Бонт в фильме-катастрофе «Смерч». А режиссер Джо Кэмп в 1979 году снял картину сразу с двумя макгаффинами — отрезанной рукой и чемоданом. Фильм так и назвали — «Двойной макгаффин».
Среди других известных примеров макгаффинов — чемодан из
«Криминального чтива» Квентина Тарантино, философский камень и тайная комната из фильмов о Гарри Поттере. В отечественном кино яркими макгаффинами были загипсованные драгоценности в
«Бриллиантовой руке» и ларец с сокровищами из
«Невероятных приключений итальянцев в России».