ХОРÉЙ

ХОРÉЙ
Хорей — это стихотворный размер, который относится к двусложным метрам. Хорей состоит из первого долгого, или ударного, и второго краткого слогов.
Само понятие «хорей» пришло из древнегреческого языка. В нем слово χορεῖος означало «плясовой» и происходило от χορεῖος πούς — «хоровая стопа». В русском языке был еще один, устаревший вариант названия этого размера — «трохей».

Хорей существовал и в старинном метрическом стихосложении, где основой счета стали длинные и краткие слоги, и в более привычном нам силлабо-тоническом — с опорой на ударные и безударные слоги и их число. Схема хорея не менялась: длинный, или ударный, слог оказывался нечетным. В наглядном примере стиховеда Александра Илюшина размер выглядит так:
Вáня-Вáня-Вáня-Вáня…
В российской литературе хорей использовали еще с дописьменных времен. Он часто встречался в былинах, старинных духовных и народных стихах, а также в частушках.

Со временем в литературном стихе хорей уступил место самого популярного размера ямбу — тоже двусложному метру, но с ударением на втором, четном слоге. Но в XVIII веке писатели, которые формировали правила русской литературы, предсказывали, что хорей снова окажется более востребованным. Так считал Василий Тредиаковский: по его мнению, метр с ударением на первом слоге был «всеми числами совершен и лучше». Однако в итоге победил его оппонент Михаил Ломоносов, который отдавал предпочтение ямбу.

Хорей может быть четырех-, пяти-, шестистопным, то есть состоять из четырех и более пар слогов. В XIX веке поэты чаще использовали пятистопный вариант. Серебряный век популяризировал редкий семистопный хорей. Владимир Маяковский и Сергей Есенин писали вольным хореем.

Пример четырехстопного хорея — «Зимний вечер» Александра Пушкина:
Бу́ря мглóю нéбо крóет…
А так выглядел хорей в цикле Сергея Есенина «Персидские мотивы»:
Улеглáсь моя́ былáя рáна,
Пья́ный брéд не глóжет сéрдце мнé.

Материалы по теме