Гризайль — это техника живописи, с помощью которой художник создает изображение разными оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. Слово происходит от французского
gris — «серый». Часто гризайлью выполняют эскиз картины, а также подмалевок — подготовительный рисунок, поверх которого кладут краски разных цветов. Но встречаются и самостоятельные произведения, написанные в этой технике.
В Средневековье художники украшали гризайлью интерьеры. Мастера наносили на стены один цвет в несколько слоев, чтобы имитировать скульптурные и архитектурные детали. Разными тонами передавали свет и тени, которые придавали изображению объем и глубину. Так получались иллюзии ниш, арок и бордюров: например, издалека казалось, что потолок украшает объемная лепнина, а не роспись.
Начиная с Раннего Возрождения гризайль пришла в живопись. Эту технику использовали знаменитые европейские художники: Вермеер, Тициан, Рубенс и другие. Элементы гризайли можно увидеть в картине Рембрандта «Единство государства» 1637 года — это эскиз, созданный мастером для политического офорта. В русском искусстве яркими примерами гризайли считаются падуги Иорданской лестницы
Зимнего дворца, построенного по проекту Бартоломео Франческо Растрелли: их роспись имитирует барельефы и перекликается со скульптурным оформлением дворца. Похожий прием использован и в
Михайловском дворце: там гризайль украшает падуги парадной лестницы.
В наши дни с помощью этой техники обычно создают вспомогательные рисунки. Студенты-художники пишут гризайлью, чтобы освоить тона в картине, научиться передавать свет и тень. Чаще всего для работы в этой технике выбирают гуашь и акварель.