АРТХАУС

АРТХАУС
Артхаус — это кино, которое не рассчитано на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым, фестивальным, некоммерческим, элитарным, интеллектуальным. Режиссеры артхауса, как правило, не стремятся к кассовому успеху своих картин. Они часто экспериментируют со смешением жанров и новаторскими методами съемки, наполняют фильмы символами, акцентируют внимание аудитории на социальной тематике или психологической составляющей картин.

Кино начали делить на развлекательное и интеллектуальное в начале XX века. В 1950-х годах в США появились кинотеатры, где показывали довоенные голливудские, иностранные, а также независимые американские фильмы — низкобюджетные картины, снятые без помощи крупных киностудий. Такие заведения получили название art house — в переводе с английского «дом искусств». А в 1955 году в Париже основали Международную конфедерацию артхаусных кинотеатров CICAE, которая существует до сих пор. Именно поэтому фильмы, которые не попадали в категорию массового развлекательного кино, стали называть артхаусом.

Классика советского артхауса — Андрей Тарковский и его автобиографическое «Зеркало». В нем режиссер переплел три времени — до Великой Отечественной войны, во время боевых действий и после победы — и показал на экране то, что обычно хранится в человеческом сознании: воспоминания, сны, ассоциации, впечатления. В 1974 году «Зеркало» демонстрировали лишь в нескольких кинотеатрах, но, по словам самого Тарковского, авторская правда сложилась «для зрителя в убедительный аргумент при восприятии» — и картина стала успешной.

Сейчас интеллектуальное кино Ларса фон Триера, Дэвида Линча, Стэнли Кубрика, Квентина Тарантино становится все более востребованным. Современный российский артхаус представляют Кирилл Серебренников, Андрей Звягинцев, Кантемир Балагов и другие режиссеры.
Материалы по теме