ФАИНА РАНЕВСКАЯ

Став одной из самых известных актрис XX века,
она сокрушалась о несыгранных ролях и стыдилась того,
что сделало ее знаменитой…
ФАИНА РАНЕВСКАЯ
Став одной из самых известных актрис XX века,
она сокрушалась о несыгранных ролях и стыдилась того,
что сделало ее знаменитой…
В воспоминаниях актрисы есть описание того момента, когда она стала Раневской. Это было на заре ее театральной карьеры, в пору службы в керченском театре. Молодая актриса Фанни Фельдман (таково было имя Фаины Раневской при рождении) получила в банке очередной денежный перевод от мамы, вышла на улицу, а там ветер вырвал купюры из ее рук и понес по улице. «Денег жаль, зато как красиво они улетают!» — сказала девушка. Тут ее спутника-коллегу осенило: «Да ведь вы Раневская! Только она могла так сказать!»
Фанни–Фаину действительно что-то роднило с чеховской героиней. Например, непрактичность, нежелание входить в дела устройства быта. Когда она стала известной, а потом и знаменитой артисткой, в ее доме заправляли домработницы. Отношения с ними вошли в легенды… «Помощницы» нередко помыкали хозяйкой и не получали никакого отпора… Раневская одновременно была любимицей миллионов зрителей и очень одиноким человеком. Главным в ее жизни был театр. МХТ произвел на Раневскую определяющее впечатление — как, наверное, на всех театральных деятелей ее поколения. Но судьба уводила актрису от идеального театра. Молодость она провела, скитаясь по провинциальным сценам, потом служила в Камерном театре, Театре Красной армии, Театре имени Пушкина и, наконец, в Театре имени Моссовета. И даже последний, возглавляемый Юрием Завадским, не считала Раневская достойным великого образца…

ТЕАТР МОССОВЕТА

Пространство, привычно называемое сегодня Театром Моссовета, поначалу, в 1923 году, именовалось для сегодняшнего уха довольно причудливо — Театр Московского губернского совета профсоюзов (МГСПС).
Как известно, к кинематографу Раневская относилась снисходительно. Но именно это «несерьезное» искусство принесло актрисе известность и успех. «Киноактрисой в собственном смысле она не стала никогда, — считает киновед Майя Туровская. — Кинематография СССР была попросту недостаточно емка, чтобы освоить актрису такого масштаба и такой нетривиальной индивидуальности». Но почему же небольшие кинороли Раневской мы помним до сих пор? Почему именно благодаря ее присутствию в некоторых фильмах эти фильмы вообще живут в нашей памяти?.. «Она намного значимее, весомее всех эпизодических Лель, Маргарит Львовен, бабушек, которых Фаина Георгиевна сыграла в очаровательных комедиях и недостоверных фильмах-инвективах, привязанных нынче, как связка воздушных шаров, к ее полновесному имени», — отвечает на наш вопрос Туровская.
«Деньги я проем, а стыд останется», — так мотивировала свой отказ сниматься в чем-то легковесном Фаина Раневская. Но и тех киноработ, за которые мы ее так любим, она стеснялась. Раневская никогда не училась у Станиславского, но, как показала жизнь, всегда оставалась верна его завету любить искусство в себе, а не себя в искусстве.
СПЕКТАКЛЬ «ДАЛЬШЕ — ТИШИНА», 1978 год
«Так ты ему скажи и всех событий / Открой причину. Дальше — тишина» — этот финал шекспировской трагедии накладывает особый отпечаток на американскую мелодраму, представленную в Театре имени Моссовета. По аналогии еще до открытия занавеса ожидаешь увидеть на сцене историю предательств и обманутых иллюзий.