НОВЫЙ ЭРМИТАЖ

«Возвращение блудного сына» Рембрандта
и Колыванская ваза
НОВЫЙ ЭРМИТАЖ
«Возвращение блудного сына» Рембрандта и Колыванская ваза
Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.
Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.
Когда достроили Большой Эрмитаж, стал ясно, что он уже не вмещает всю коллекцию произведений, которую начала собирать императрица Екатерина II. Новый Эрмитаж стал первым в России сооружением, специально построенным для музея. Проект здания подготовил немецкий архитектор Лео фон Кленце. Но позже архитекторы Василий Стасов и Николай Ефремов его немного изменили, чтобы вписать здание в уже сложившийся архитектурный ансамбль. Акцент в фасаде сделали на масштабном портике с пятиметровыми атлантами. Фигуры античных персонажей вырезал из сердобольского гранита скульптор Александр Теребенёв.

Колыванская ваза

Первый этаж, выполненный в античном стиле, вместил в себя собрание древностей: скульптуры и скульптурные портреты Древней Греции и Рима, керамику и ювелирное искусство эллинизма, собрание античных ваз. Здесь же разместили коллекцию скульптур и библиотеку. На этом этаже выставлена и самая большая ваза в мире — Колыванская. Ее изготовили из цельного куска зелено-волнистой яшмы. Ваза получилась высотой почти три метра и весом 19 тонн. Установили ее в зале Нового Эрмитажа до того, как там возвели стены.
Большая Колыванская ваза. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Виктория Катьянова / фотобанк «Лори»
Статуи Атлантов. Портик Нового Эрмитажа. Санкт-Петербург
Фотография: Pukhov K / фотобанк «Лори»
Основу для чаши — монолитный фрагмент — добыли в 1815 году на алтайской каменоломне. Тогда там обнаружили крупную скалу этой породы. Когда Александру I сообщили о такой находке, он повелел вырезать из камня эллипсовидную вазу.
Сначала ее обрабатывали около 100 человек, затем почти 600 — тащили из каменоломни в Колывань. Здесь камень обтесали, нанесли орнамент и отполировали. В начале 1843 года чашу повезли в Петербург. Сначала ее доставляли на особых санях, потом разобрали, погрузили на баржи и отправили по рекам.
Сейчас вместе с Колыванской вазой в зале хранятся древнеримские скульптурные портреты.

Лоджии и залы Рафаэля

Второй этаж Нового Эрмитажа занимают двусветные залы. Здесь размещены полотна итальянских художников XVI–XVII веков.
Лоджии Рафаэля. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»
Лоджии Рафаэля. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
С восточной стороны вдоль Зимней канавки проходят Лоджии Рафаэля, подобные тем, что есть в Ватикане. Огромные окна выходят на Зимнюю канавку, напротив них — ложные зеркальные окна. Галерея поделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арочными проемами. Своды и стены лоджий украшают копии фресок Рафаэля. Художники мастерской Христофора Унтерпергера провели в Ватикане 11 лет, копируя изображения. Подлинные полотна художника в Эрмитаже тоже есть — они выставлены в Зале Рафаэля. В него можно попасть напрямую из Лоджий. В Зале Рафаэля представлены два шедевра музейной коллекции: «Мадонна Конестабиле», которую художник создал в 17 лет, и «Святое семейство».
Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502–1504
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рафаэль. Святое семейство. 1505–1507
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В соседнем Зале фресок Рафаэля обычно можно увидеть работы учеников итальянского живописца, но сейчас они находятся на реставрации. Позже фрески будут представлены на выставке «Линия Рафаэля». Также в этом зале выставлено единственное в России произведение Микеланджело Буонаротти — мраморная скульптура «Скорчившийся мальчик». Предполагают, что Микеланджело создал ее в одном из монастырей, где он укрывался от испанских войск в 1529—1530 годах. Скультуру приобрела Екатерина II в 1785 году.

Зал Рембрандта

В западной части у перехода в Большой Эрмитаж находится зал, в котором представлены работы художника золотого века голландской живописи Рембрандта Харменса ван Рейна. Рембрандта называли мастером светотени — обратите внимание, как у художника выстроена композиция, прописаны освещенные участки и скомбинированы холодные и теплые оттенки. Среди полотен в этом зале — одна из самых известных его работ: «Возвращение блудного сына», которую художник создал приблизительно в 1668 году за несколько месяцев до смерти. В основу сюжета легла библейская притча о сыне, который промотал свою часть наследства и с раскаянием вернулся в отчий дом. Это самое масштабное полотно Рембрандта на религиозную тему, причем написал он «Возвращение блудного сына» не по заказу. В Эрмитаж картина попала из коллекции герцога Андре д'Ансезена в 1766 году. Тогда Дмитрий Голицын выкупил ее по поручению Екатерины II.
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Около 1666–1669
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Зал Рембрандта. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Gagara / фотобанк «Лори»

Рыцарский зал

Один из самых масштабных интерьеров Нового Эрмитажа — Рыцарский зал. Здесь разместили коллекцию оружия для турниров, парадного, охотничьего и холодного оружия, рыцарские доспехи. У стены — четыре рыцаря на конях в полном обмундировании. Напротив вооруженной квадриги в витрине можно увидеть шедевр собрания — шлем в виде фантастического существа работы известного в Италии оружейника Филиппо Негроли. Мастер выковал его из одного куска железа — эта техника утрачена уже после XVI века. Шлем принадлежал правителю Урбино герцогу Гвидобальдо. С этим шлемом герцог изображен на фамильном портрете.
Рыцарский зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Валерия Попова / фотобанк «Лори»
Двадцатиколонный зал. Новый Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Виктория Катьянова / фотобанк «Лори»
Чтобы выйти из музея, вернитесь к Иорданской лестнице. Так вы попадете снова на Дворцовую набережную.
Автор: Лидия Туляганова

Главная фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»