БОЛЬШОЙ ЭРМИТАЖ

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
и «Христос-Вседержитель» Тициана
БОЛЬШОЙ ЭРМИТАЖ
«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи и «Христос-Вседержитель» Тициана
Большой Эрмитаж в духе классицизма построили вслед за Малым по поручению Екатерины II. Автором проекта стал архитектор Юрий Фельтен. Свое название здание получило из-за размеров: выставочных площадей здесь было гораздо больше. Залы составляли две анфилады. Окна комнат одной из них выходили на Неву, второй — на внутренний двор.
Большой Эрмитаж в духе классицизма построили вслед за Малым по поручению Екатерины II. Автором проекта стал архитектор Юрий Фельтен. Свое название здание получило из-за размеров: выставочных площадей здесь было гораздо больше. Залы составляли две анфилады. Окна комнат одной из них выходили на Неву, второй — на внутренний двор.
Большой Эрмитаж в духе классицизма построили вслед за Малым по поручению Екатерины II. Автором проекта стал архитектор Юрий Фельтен. Свое название здание получило из-за размеров: выставочных площадей здесь было гораздо больше. Залы составляли две анфилады. Окна комнат одной из них выходили на Неву, второй — на внутренний двор.
Советская лестница. Большой Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Tura8 / wikipedia.org
Театральная лестница. Большой Эрмитаж. Санкт-Петербург
Фотография: Tura8 / wikipedia.org
В залах Невской анфилады выставлены полотна итальянских художников эпохи Возрождения. Самый большой из залов на этой стороне дворца — зал Леонардо да Винчи. Среди шедевров этого собрания — «Мадонна с младенцем». «Мадонна» совсем небольшая, размером с два альбомных листа. Леонардо да Винчи написал полотно в 1490-х годах, предположительно, в Милане. Второе название картины — «Мадонна Литта» — связано с именем последнего владельца, миланского герцога Антонио Литта, который и продал холст Эрмитажу в 1865 году. Исследователи до сих пор спорят, кто автор этой работы — да Винчи или его ученики. Специалисты Эрмитажа настаивают на первой версии, они опираются на эскизы художника, которые в наши дни хранятся в Лувре во Франции.
Художник использовал темперные краски на яичной основе, дерево и холст. Композиция картины лаконична: кроме фигур Марии и младенца Христа, подчеркнутых светотенью, зрителю представлен прорисованный горный пейзаж на заднем плане.
В залах Надворной анфилады представлено искусство Венеции XVI века. Здесь выставлены образцы старинных тканей с характерным гранатовым узором, тонкие металлические кружева, изящные миниатюры из бронзы. Здесь же можно увидеть картины Паоло Веронезе, Пальмы Веккио, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Морони.
Джованни Баттиста Морони. Мужской портрет. Начало 1550-х
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1490–1491
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Паоло Веронезе (Паоло Калиари). Обращение Савла. Около 1570
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Зал Тициана выдержан в тех же цветах, что и в XIX веке. Двери в этом зале выполнены в технике буль, она названа по имени французского мебельщика Андре Шарля Буля. Он инкрустировал деревянные щиты элементами из золоченой бронзы, латуни и панциря морской черепахи.
Полотна художника Тициана Вечеллио попали в коллекцию еще при Екатерине II. Тогда императрица распорядилась выкупить собрание берлинского коммерсанта Иоганна Эрнеста Гоцковского, в которое входили и картины Тициана.
На стене напротив окна расположены полотна на христианскую тему — «Несение креста», «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной», «Христос-Вседержитель». Справа от них можно увидеть одну из последних работ автора — «Святого Себастьяна».
Тициан. Несение креста. 1565
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан. Христос-Вседержитель. Около 1570
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан. Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной. 1560-е
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В этом же зале находится картина, которая при жизни прославила художника, — «Кающаяся Мария Магдалина». Живописец исполнил ее в сложной технике, сочетая фактурные мазки с тонкими полупрозрачными штрихами — лессировкой. Картина оставалась в доме художника вплоть до его смерти, после чего наследники продали ее меценату Кристофоро Барбариго. В 1850 году Николай I выкупил галерею Барбариго и перевез картины в Эрмитаж. Рама со скульптурами, в которой представлен холст, — подлинная, XVI века.
Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Около 1565
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан. Святой Себастьян. 1570-е
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Тициан (копия). Венера перед зеркалом. Около 1555
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Слева от «Кающейся Марии Магдалины» висит картина «Венера с двумя амурами перед зеркалом». Это копия тициановского полотна. В 1930-е годы оригинал продали, как и многие шедевры Эрмитажа в то время. Новым владельцем стал американский миллиардер, коллекционер Эндрю Меллон. Сегодня оригинальную картину выставляют в Национальной галерее в Вашингтоне.
Автор: Лидия Туляганова

Главная фотография: Ольга Визави / фотобанк «Лори»