Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Колыбельные томских чатов

Этнос: Сибирские татары
Конфессия: Мусульманcтво
Язык: сибирскотатарский, диалект томский
Паспорт объекта
Колыбельная традиция в культуре томских чатов в настоящее время занимает одно из центральных мест, хотя является достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные, оказывающие позитивное воздействие на регуляцию и нормализацию психофизиологических процессов ребенка, обычно исполняются только женщинами. Они поются для успокоения ребенка и его скорейшего засыпания.

Исполнители определяют колыбельные несколькими этническими терминами: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Традиция колыбельных знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно влияет на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.


Колыбельная традиция в культуре томских чатов является активно функционирующей, хотя и достаточно закрытой областью культуры. Колыбельные обычно исполняются только женщинами для успокоения и скорейшего засыпания ребенка. Передача этой традиции происходит только внутри семьи.


Колыбельные определяются несколькими этническими названиями: бишек ер «колыбельная песня», баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи», балам «ребенок». Подобная пестрота наблюдается не только в терминологии, но и в устройстве поэтических текстов и напевов колыбельных.


В колыбельной традиции противопоставляются два типа укачиваний. Один из них определяется термином бишек ер (аудио 02, 03, 05). Его мелодическое и поэтическое устройство обнаруживает сходство с песенной традицией. Бишек ер исполняются на песенные типовые напевы строфической формы, используемые в уличных (урам ер), деревенских (аул ер) и коротких (кыска ер) песнях. Один из напевов колыбельных (аудио 05), относящихся к этому типу, характеризуется особой кантиленностью, протяжностью, широким звуковым диапазоном в сочетании с развитой орнаментикой. Другим колыбельным напевам (аудио 02, 03) присуща мелодическая простота, игривая манера исполнения.


Однако колыбельные могут исполняться не только на песенные напевы, но и на свои собственные. Кроме того, в их поэтических текстах обязательно должны присутствовать особые слова («ребенок», «колыбель», «усни», «укладываю»), связанные с их функцией, или звукоподражания птицам (например, журавлю).


В поэтических текстах чатских колыбельных никогда не называют детей по имени, оно заменяется различными ласковыми словами – былбылым (соловушка),йолдызым (звезда моя), карлығацым (моя ласточка) и др. А в качестве начальных в колыбельных часто используются поэтические строки, создающие общий эмоционально-психический настрой для лучшего восприятия ребенком информации об окружающем мире:

 

Йокла балам, йом күзең,

Йом, йом күзең йолдызым,

Кичтән йокыларың кала –

Елап үтәр көн озын.

 

Спи ребенок, закрой глазки,

Закрой, закрой глазки, звезда моя.

С вечера если не спать –

Плача пройдет весь день.

 

Әләләлү-бәләлү,

Йоклар идең кызым шул.

Бәләләлү-бәләлү,

Сандугачым, былбылым шул.

Кичә кайларда булдың –

Бөтен дөнья малын биреп,

Алырдый булдым.

 

Элелю-бэлелю,

Спала бы, доченька.

Бэлелю-бэлелю,

Соловушка, моя.

Вчера где была –

Все богатства мира отдав,

Взяла бы.

 

Со вторым типом колыбельных укачиваний связаны термины баланы йоклату «ребенка укладывать», балам йокла «ребенок спи» и балам «ребенок» (Аудио 06). Ими обозначаются колыбельные, состоящие только из звукосимволических «укачивающих» слов («бай, бай», «бәй, бәй», «әллү-бәллү») и поющиеся на импровизационные индивидуальные мелодии однострочной структуры (Аудио 01, 04, 06, 07).


Вместе с тем колыбельные баланы йоклату, как и бишек ер, могут исполняться на песенные типовые напевы, при этом их поэтический текст отличается особой организацией. Так, выделяется группа укачиваний с закрепленными названиями «Әллү-бәллү, бишеге» («Эллю-бэллю, колыбель»). Первая строка этих колыбельных обязательно начинается словами «Әллү-бәллү, бишеге», а ее последующие строки могут варьироваться. В таких колыбельных поется о радости матери по поводу появления на свет ребенка, а также о физиологических процессах, связанных со сном: 


Әллү-бәллү, бишеге,

Баламныкы бишеге.

Булмас иде бишеге,

Балам килмәсә дөньяга.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

Ребенка моего колыбель.

Не было бы колыбели,

Ребенок мой, если б не появился на свет.

 

Әллү-бәллү, бишеге,

Бишегендә баласы.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканчы юк булсын.

Йоклап китсен бу балам,

Таң атканда утырыр.

 

Эллю-бэллю, колыбель,

В колыбели ребенок.

Пусть заснет этот ребенок,

До рассвета, чтоб пропал.

Пусть заснет этот ребенок,

На рассвете сядет.


Некоторые образцы укачиваний «Әллү-бәллү, бишеге» содержат нецензурную лексику. Причем старшее поколение исполняет такие тексты в спокойной сдержанной манере, характерной для всех укачиваний, а люди среднего возраста при этом посмеиваются.

В других укачиваниях баланы йоклату, поющихся на типовые напевы, первая строка обязательно должна содержать звукосимволические слова:

 

Әллү-бәллү, итәр бу ла,

Үсеп буйга җитәр бу.

Үсеп буйларга җиткәчтен –

Гыйлем булып китәр бу.

 

Эллю-бэллю, будет он,

Вырастет он.

Когда вырастет –

Ученым станет он. 

 

Предположительно в структуре колыбельных второго типа сохранились следы исчезнувшей сегодня домусульманской обрядовой скотоводческой традиции, косвенным подтверждением чему служат воспоминания исполнителей о том, что раньше старики пели специальные заговоры для успокоения самок домашних животных, вместо которых сегодня читаются мусульманские молитвы.


В настоящее время колыбельная традиция в культуре томских чатов занимает одно из центральных мест. Она знакомит ребенка с интонационным миром своего этноса и непосредственно воздействует на его подсознание, напрямую участвуя в формировании личности.  

Фото

Аудио

01 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении С.Д. Абзалимовой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

02 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении П.Г. Шамсутдиновой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

03 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении Г.Г. Амерхановой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

04 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении Х.Р. Абсалямовой из с. Тахтамышево Томского р-на Томской обл. Правовая информация

05 «Бишек ер» («колыбельная песня») в исполнении Б.С. Сулеймановой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

06 «Балам» («ребенок») в исполнении М.С. Кучкульдиновой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

07 «Баланы йоклату» («ребенка укладывать») в исполнении Р.Н. Зульбохаровой из с. Черная речка Томского р-на Томской обл. Правовая информация

Мастер художественного слова - Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

«Искусство - это прежде всего состояние души»

Вспоминаем полотна известного авангардиста Марка Шагала

Любимый живописец Александра II

Вспоминаем полотна Константина Маковского

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

Реставрация сооружения в стиле советского модернизма пройдет впервые.

Подробнее

Посетители увидят сценические костюмы, фотографии, афиши и другие уникальные экспонаты.

Подробнее

Зрителям покажут необычные световые скульптуры и инсталляции.

Подробнее

Бесплатные мероприятия этого лета.

Подробнее

Музыканты из России впервые выступят на знаменитом смотре.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть