Показать
Кировская область, Афанасьевский, Омутнинский...
Свадебные

Свадебный обряд и песни восточных районов Кировской области

Этнос:
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, наречие – севернорусское
Показать

Свадебный обряд восточных районов Кировской области — развернутое многоэтапное действо, насыщенное обрядовыми песнями и причитаниями, жанрами словесного фольклора. Обрядовым пением отмечены все важные события свадьбы — обрученье, девичник, приезд жениха, свадебные застолья.

Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, исполнявшиеся девушками на девичнике или во время благословения невесты и сопровождавшиеся ее плачем.

Традиционная свадьба — длительное и многоэтапное действо, включающее в себя следующие обязательные обрядовые моменты:

1) Сватовство.

2) Договор — вечер, на котором договаривались о времени пропѝвок.

3) Пропивки (пьют вино, пропивают невесту) — гулянье в доме невесты, на котором назначалась дата свадьбы.

4) Обрýченье — вечер накануне девичника; здесь впервые начинали звучать свадебные обрядовые песни.

5) Обрядовая баня — невеста с подругами ходит в баню вечером накануне девичника.

6) Девичник — в данной традиции так называется утро свадебного дня, включающее также приезд жениха и гулянье в доме невесты. До приезда жениха невеста сидит с подругами «на сéреди».

7) Венчание.

8) Свадьба — гулянье в доме жениха.

9) Второй день свадьбы, значимыми событиями которого становятся: бужение молодых и молодýшкина брага (угощение молодицей гостей).

10) Хлѝбины («ходили гостѝться») — гостевания молодых в доме родителей невесты.

 

Место распорядителя на свадьбе в восточных районах Кировской области занимал дрýжка. Он договаривался со свахой и подругами при выкупе невесты, следил за порядком обрядовых действий. Дружка «приговаривал всю свадьбу» — произносил тексты приговоров (наговóров), не садился за стол в течение всего гулянья, угощал гостей за праздничным столом.

На застолье выделялся рýшальный (рýшельный) — специально выбранный человек, который нарезал хлеб. Считалось плохой приметой, если рýшальный порезался.

Значимую роль в свадебном обряде играли свахи. Это родственницы со стороны невесты и жениха, которые осуществляли функцию коммуникации между двумя родами. Свахи менялись ритуальными предметами (хлебом, пивом) в ходе обряда, их «ругали» в специальных припевках, сваха жениха выплясывала невесту.

Особым почетом на свадьбе пользовались крёстные жениха и невесты. Крёстный жениха назывался тысячко (тысечкой). Он находился всю свадьбу рядом с женихом. Специальное именование для крёстной невесты в данной традиции встречается редко: ее могли называть пристяжнáя сваха. Крёстные участвовали в благословении молодых.

 Среди других наименований свадебных чинов отметим следующие:

— свадьбушáне — гости на свадьбе;

— поезжáне — гости со стороны жениха;

— девѝшнишные — так могли называть гостей со стороны невесты или девушек, присутствовавших на девичнике;

— боярин — друг жениха;

— звáтый — человек со стороны жениха, который оставался в доме невесты, после того как свадьба уезжала в дом жениха; спустя некоторое время он «звал» родню невесты везти подарки.

В традиции восточных районов Кировской области зафиксированы воспоминания жителей о том, что раньше жених и невеста могли не знать друг друга до свадьбы — невесту жениху выбирали родители. Они же ходили свататься. Сохранились сведения, что сватали невесту в течение нескольких дней подряд — с первого раза было не принято соглашаться на замужество. Застолье на сватовстве устраивалось редко. Если родители соглашались отдать дочь — назначали день, когда будет договор.

На договор приезжали родители жениха. Здесь сватов в первый раз угощали — хозяева и гости пили вино, договаривались о дне свадьбы и дне пропѝвок, когда будут «пить вино».

Пропивки («пьют вино», «невесту пропивают»). В этот день жених с родителями и близкими родственниками приезжали в дом невесты и привозили с собой вино. Со стороны невесты присутствовали только родные. Именно здесь впервые начинали звучать свадебные обрядовые песни. На пропивках также могли договариваться о дне свадьбы, которая обычно справлялась через неделю или две после этого.

Вечером накануне свадьбы жених с тысяцким, иногда с отцом, приезжали в дом невесты на обрýчинье, куда приходили подружки невесты, родственники. По некоторым сведениям на обрýчинье подружки заплетали невесте две косы.

Обязательным накануне свадьбы было посещение невестой бани: невеста с подругами мылись, после чего она дарила девушкам подарки  — косники (кисточки), сделанные из разноцветных тряпочек. По  некоторым сведениям, невеста дарила косники маленьким детям. С обрядовой баней был связан ряд примет и запретов: когда невесту вели в баню и обратно, ее наряжали старухой — чтобы никто не узнал. При топке бани существовал запрет бить кочергой головёшки — говорили, «муж бить будет».

Утро свадебного дня и связанное с ним застолье в доме невесты в традиции называется девишником. В дом к невесте собирались родственники, жители деревни. До приезда жениха невеста сидит в середе (в кухне) на скамейке, «не наряжается», под ноги ей кладут полено. В это время подруги невесты пели жалобные песни, которые также имеют наименование девѝшношные (например, «Ох, ты мать, моя матушка»); невеста могла плакать на девичнике. Исполнители более пожилого возраста вспоминают, что на свадьбу вызывали повытку — старушку, которая могла разжалобить невесту, чтобы невеста выла, ревéла. В Омутнинском районе сохранились воспоминания о том, как невесту на девичнике благословляли родственники и подруги, подходя к ней по два человека: отец-мать, крёстный-крёстная, брат-сестра, две подруги. В это время в исполнении девушек звучало хоровое причитание «Ой, ты солнышка» или обрядовая песня «Не прошу у тя, тётушка» и плач невесты.

Через некоторое время за невестой приезжал жених с родственниками — поезжáнами. Примечали, что гостей должно быть нечетное количество (от 5 до 15 человек). В ожидании жениха ребятишки дозóрят, караулят, криками оповещая о прибытии свадебного поезда. У ворот жениха встречали подруги невесты, здесь звучали песни «Не было ветру» (пели, когда жених подъезжал к воротам), «По мосту было, мосточку» (когда поезжане заходили в дом, шли по мосту), «Середь полу шатёр стоит» (когда жених со свадьбой зашёл в дом). По некоторым воспоминаниям, девушки могли потребовать выкуп у поезжан.

Дружка первым заходил в дом невесты, спрашивал: «Готова ли невеста?» Он приносил невесте мыло, полотенце и дары от жениха (платье). Невеста, в свою очередь, дарила жениху рубаху, брюки. В некоторых случаях дары передавались невесте через сваху, которая ее наряжала. Невеста умывалась (в это время подруги пели песню «Бела утица купалася»), подруги или сваха чесали голову (расчесывали волосы) невесте, снаряжали ее. При пении песни «Красотá моя, крáсота» подружки снимали платок с невесты, и поочередно водили им по голове невесты — снимали крáсоту. По другим сведениям, под эту песню невесте расплетали косу и заплетали две косы. После этого сваха выходила к гостям, кланялась и говорила: «Невеста готова!» На середь заходил дружка со словами: «Встань, вскачи на резвые ножки!» или «Стань, невеста, умывайся, с нами собирайся». Жених вместе с тысечким выводил невесту из кухни за полотенце (ширѝночку) под песню «Не выплывай, сера утица», после чего молодые садились за стол.

На свадебном застолье не было особых кушаний, но должно было быть не менее трех смен блюд. В числе угощений на свадебном застолье часто упоминаются шти (щи), грибы (могли делать грибовницу или есть солёные грибы), капуста, суп.

Во время застолья в доме невесты происходило несколько значимых обрядовых действий:

— жених привозил в дом невесты пиво, вино, которым угощала родственников невесты женихова сваха;

— невеста дарила своим родственникам заранее приготовленные подарки — дары;

— в доме невесты хлеб меняли — свахи «боролись хлебами», обменивались привезенным с собой хлебом, при этом примечали — чей хлеб (невесты или жениха) будет передан сверху, тот в доме будет хозяином; хлеб обворачивали полотенцем, «чтобы  никто не видел».

Перед отъездом в дом жениха молодых благословляли родители невесты. Мать и отец вставали спиной к столу, а жених и невеста — лицом в красный угол. Родители хлебом и иконой «по путь солнца» благословляли молодых: три раза водили хлебом над головами молодых, при этом звучала песня «Боже, Боже, благослови». После этого сваха одевала невесту, которая кисточку от платка брала в рот («закусывала») — «от сглаза». Свадебный поезд отправлялся в дом жениха. В доме невесты оставались девѝшношные — девушки, присутствовавшие на девичнике, звáтый — человек со стороны жениха, который чуть позже «звал» родню невесты везти приданое (сандýк, карабéечку, матрас, одеяла, подушки).

После венчания сваха делала молодку — заплетала невесте плетенник или косы.

В доме жениха молодых встречали его родители.

На застолье невеста дарила подарки родственникам жениха: свёкру — рубаху; свекрови — кофту, платье; деверю — рубаху, полотенце; золовке — платье, полотенце; к невесте подходили с кружкой бражки, кланялись, невеста выпивала и клала подарок на кружку.

После свадебного пира молодых вели спать — на подклéт в сарай (летом) или в чужой дом; гости провожали их песней «На подклет молодушку ведут». Впереди шли родители с хлебом, пирогами и вином, сваха с тысяцким вели молодых, следили за тем, чтобы никто не переходил дорогу перед молодыми, стелили постель (ту, что привезла невеста).

На следующий день утром сваха и дружка будили молодых. В этот день им устраивали испытания:

— молодушка подметала пол, свадьбушáне бросали на пол солому, разбивали глиняные крынки с мелочью, а молодые собирали деньги;

— молодые пилили чурку, но пилу им давали тупую;

— заставляли молодицу ходить по воду.

Зафиксированы сведения о ряженье гостей на второй день свадьбы: гости могли снаряжаться, выхваляться (женщина могла переодеться мужчиной, а мужчина — женщиной).

В традиции восточных районов Кировской области на второй день свадьбы в доме жениха пили молодýшкину брагу. Невеста вечером должна была процедить квас и поставить брагу, которой на следующий день молодые угощали гостей.

Через неделю после свадьбы устраивали хлибины («гостились») — молодые и сватовья ходили в гости к родителям невесты, а потом родители невесты приходили в гости к молодым, «когда позовут».

 

Традиционные песни, сопровождавшие свадебный обряд, отмечены большим разнообразием сюжетов и напевов.

Большинство песен имеет прикрепленность к тем или иным моментам обряда. Сами исполнители особо выделяют песни, исполнявшиеся на девичнике, характеризуя их как жалобные, девишношные. Этой группе песен свойственны сюжеты, повествующие о расставании с крáсотой, с родительским домом и родными, о житье в чужом доме. В Омутнинском районе зафиксированы образцы хоровых причитаний, исполнявшихся девушками и сопровождавшимися плачем невесты.

Большое распространение в традиции имеют песни, сюжеты которых комментируют происходящее действие: «Не было ветру — вдруг навеяли, не было гостей — вдруг наехали» — поется, когда свадебный поезд жениха въезжает на двор невесты; «Ещё по мосту, мосточку» — звучит, когда жених с поездом проходят по «мосту» — сеням в доме невесты.

Отдельные группы песен составляют корения дружки, свашки и тысяцкого, величания молодых и гостей за праздничным столом.

Среди свадебных выделяются плясовые по характеру песни со скорыми напевами. В традиции зафиксирована пляска женщин по кругу, истоки которой лежат в архаичных обрядовых жанрах фольклора.

Экспедиции Санкт-Петербургской консерватории последних лет (2012–2013 годов) показали, что на территории Афанасьевского и Омутнинского районов до настоящего времени сохраняется традиция ансамблевого многоголосного исполнения свадебных песен. Традиционный свадебный обряд в живом бытовании повсеместно бытовал на этой территории до 1960–1970-х годов, поэтому местные жители хорошо помнят как ход самого обряда, так и напевы и тексты свадебных песен. До сих пор в некоторых деревнях отдельные свадьбы справляются по традиционному обряду. 

Аудио

01 Хоровое причитание «Ой, ты солнышка» в исполнении З.И. Первяковой, А.Л. Запольских и Л.Е. Шумайловой из д. Ежово Омутнинского р-на Кировской обл.
01 Хоровое причитание «Ой, ты солнышка» в исполнении З.И. Первяковой, А.Л. Запольских и Л.Е. Шумайловой из д. Ежово Омутнинского р-на Кировской обл.
Место фиксации:
Кировская область, Омутнинский район, Вятское сельское поселение, деревня Ежово
Год, собиратели:
2013 - Изотов Д. В.
Место хранения:
Архив Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. ОЦФ. № 298-A007-001.
Содержание

Смотрите также