Владимирская область Гороховецкий район
Обработка металла

Кузнечное дело и металлообработка в Гороховецком районе Владимирской области

Этнос:
Русские
Конфессия:
Православие
Язык:
Русский, говор – среднерусский

Гороховец — один из древних владимирских городов, где металлопроизводству и металлообработке всегда уделялось особое внимание. Гороховецкие кузнецы делали хозяйственный инвентарь и торговали им на ярмарках. Ими изготавливалось большое количество всевозможных мелких предметов, необходимых как в городской, так и в сельской жизни. Это — жиковины, замки и ключи для деревянных дверей, подковы, обручи, различные инструменты, применявшиеся в любом деле. С большим старанием трудились мастера над созданием церковной утвари: фигурных подсвечников, паникадил, решеток для окон.


Выплавкой и обработкой металла на Владимирской земле занимались издавна. Запасы железных руд в ряде районов области были вполне достаточны для развития данного производства. Успехи его стали особенно заметны в XVII–XVIII вв. Одновременно существовало и промышленное, и кустарное производство. Изделия из металла имели широкое употребление, использовались в крестьянском хозяйстве и быту, в строительстве, оформлении архитектурных построек и комплексов. Такие изделия могли быть и функциональны, и художественны, служить важной частью в интерьере культовых и общественных зданий. Гороховецкие мастера, следуя традиции, повторяли утвердившиеся формы, исходили из местных особенностей, вкусов и принятых технических приемов.


Местные мастера славились своими работами в металле, лучшие из них выполняли самые ответственные заказы. Прежде всего это были работы в больших городских храмах. Фигурные кованые решетки на окнах, кованые входные двери и ограды всегда отличались высоким качеством исполнения, а иногда оказывались даже уникальными произведениями искусства. Пример тому — знаменитые кованые двери западного портала в гороховецком Благовещенском соборе конца XVII — начала XVIII в.  Створки дверей кованые, но имеют просечные узорные накладки со слюдяной красной и синей подложкой на берестяной основе. Техника редкая, повторяющая древние просечные изделия из бересты, имитируя их в металле. Такая техника требовала очень высокого мастерства. Кованые двери встречались и в храмах богатых сел Гороховецкого района, но чаще — в городских и сельских лавках, каменных амбарах и лабазах.


О том, как работали мастера в Гороховце в период его процветания в XVII–XVIII вв. и каких успехов они достигли, свидетельствуют богатая экспозиция Гороховецкого музея, расположенная в каменных палатах купцов Ершовых XVII века. Предметов из металла здесь очень много. Это ендовы и братины, обитые железом сундуки и подголовники, нарядные светцы и узорные решетки на окнах, фигурные накладки-жиковины на дверях и т. д. В основном это кованый металл, но есть и интересные накладки из просечного железа.


Гороховец в XIX — начале XX вв. славился своими литейщиками, кузнецами, котельщиками, жестянщиками. В здешних мастерских делали медные котлы, отливали колокола, ковали решетки и кресты. На котельном заводе Шорина в Гороховце, который потом был переименован в Судостроительный завод, уже в XIX веке строили металлические баржи для наливных грузов и большие морские баржи, создавали пароходы, металлические конструкции шлюзов и т. д. Целые артели гороховецких котельщиков приглашались во многие города России, в том числе и далеко на юге, в Баку, в других городах Кавказа и Закавказья. Они собирали опоры для нефтяных вышек, водонапорных башен, акведуков и мостов. Фронт этих работ в начале XX века был уже довольно широк.


Широкое использование просечного металла в жилой архитектуре начинается только с середины XIX в. В это время заметно увеличивается производство кровельного железа, и цена его становится более доступной, в связи с чем меняется характер покрытия кровли городских и богатых сельских домов. Кровельное железо, более прочное и красивое, приходит на смену тесовым кровлям. Увеличивается и число украшений из просечного железа. Простые и строгие украшения фронтонных гребней, печных труб («дымников»), водосточных труб, характерные для более раннего периода, с течением времени вытесняются более сложными и модными в рисунке. К концу XIX — началу XX в. это не просто сложные композиции из многих растительных и геометрических мотивов с включением фигурных изображений, а целые комплексы, связывающие в единое целое все части декора. Богатые гороховецкие дома (Кучина, Поляковых-Шугуровых, Шориных), построенные в стиле модерн, модном на рубеже XIX и XX вв. не только в столицах, но и в губернских, уездных городах России, могут служить яркими примерами сложных украшений из просечного железа, сделанных лучшими гороховецкими мастерами.


Одним из замечательных гороховецких мастеров, в течение нескольких десятков лет делавших на заказ дымники, навершия водосточных труб, флюгеры, был Геннадий Александрович Тихонов (1929 г.р.). Его работы всегда ценились, были хорошо известны не только в Гороховце. Геннадий Александрович был участником Всероссийской выставки «Металл и кружево», проходившей в 1978 году, получил почетный диплом за свои работы, диплом Союза художников РСФСР.


К сожалению, говорить о прямом продолжении местных традиций в области металлообработки и кузнечного дела довольно сложно. Изменился жизненный уклад и бытовые потребности. Уходят из жизни старые мастера, не оставляя достойной смены. Продолжают создаваться изделия из просечного железа, выполняются кузнечные работы небольшого объема, но прежнего уровня они не достигают.