Исполнительское искусство Ольги Ивановны Маничкиной из села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: русский, южнорусское наречие

Ольга Ивановна Маничкина (13.07.1926 — 22.05.2007) — феноменальное явление в русской традиционной культуре конца ХХ века. Являясь лидером известнейшего в России фольклорно-этнографического коллектива, она сумела сохранить и удержать на высочайшем художественном уровне богатую песенную культуру своего села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Ольга Ивановна не обладала мощным голосом, но её природный дар тонко чувствующего музыканта, певческое мастерство в сочетании с лидерскими качествами, глубокой порядочностью и беззаветным служением русской культуре показывают нам пример исключительно яркой личности, сформировавшейся в крестьянской среде и аккумулировавшей лучшие качества русского человека. О.И. Маничкина — заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Алексеевка и Алексеевского района, лауреат национальной премии «Душа России».

Память об известной народной исполнительнице увековечена земляками: с 2007 года в Белгородском институте искусств и культуры проводятся ежегодные научные «Маничкины чтения», в 2011 году в селе Подсереднее установлен памятник певице, а с 2014 года в родном селе  проводится районный фольклорный фестиваль «На родине Маничкиной».

Певческая традиция села Подсереднее входит в ядро песенного стиля воронежско-белгородского пограничья, локализованного в междуречье правых притоков Дона — Тихой Сосны и Потудани, и демонстрирует не только его типичные черты, но и местные отличительные признаки. Все то, что является для песенного стиля в целом характерным, узнаваемым, в Подсереднем предстает в особенно выпуклой, наглядной форме. Так, например, склад многоголосия здесь отличается особой сложностью, насыщенностью мелодическими линиями отдельных голосов, за счет высокой импровизации исполнителей. В свою очередь, высокое мастерство импровизации, характерное в целом для традиции, в Подсереднем достигает своего максимального выражения; исполнительские приемы (способы вокализации гласных и огласовки согласных, звуковедение, отдельные вокальные приемы, украшающие песенную мелодию) исключительно разнообразны и как будто бы собраны отовсюду. Местная специфика проявляется в интонационной сфере: в Подсереднем было записано множество свадебных и календарно-приуроченных напевов в четырехзвучных ладах с увеличенной секундой, а в протяжных песнях с квинтовой основой характерным является подголосок с захватом высокой шестой ступени.

В местной традиции центральное положение занимают песни протяжные и хороводные (по местной терминологии — карагодные). Протяжные песни — вершинное достижение русского песенного искусства по сложности композиционного строения, богатству многоголосия, высокому уровню импровизации. 

Слушая ансамбль села Подсереднее, неизменно поражаешься, как могли простые крестьяне, не знающие музыкальной грамоты, так искусно плести многоголосную ткань песни? Ведь в исполнительской практике многих коллективов мы наблюдаем упрощение многоголосной фактуры и утрату традиционных вокальных исполнительских приемов. Во многом уровень мастерства коллектива зависит от его лидера. Так случилось и в Подсереднем. Роль истинного художественного руководителя, глубоко знающего традиции и понимающего все тонкости певческого искусства долгие годы выполняла Ольга Ивановна Маничкина.

Ольга Ивановна, урожденная Башкатова, выросла вместе со старшей сестрой Аленой и младшим братом Митрофаном в крестьянской семье, где любовь к народной песне передавалась из поколения в поколение. Мать Ольги Ивановны — Евгения Никитична и отец Иван Егорович прекрасно пели. До войны семья Башкатовых часто переезжала, жили в Воронеже, в Репенке, некоторое время — в Афанасьевке, а перед войной вернулись в родное Подсереднее. Любимым развлечением семьи было совместное исполнение песен. Евгения Никитична успела передать своим детям огромный песенный репертуар, научила глубоко чувствовать и понимать песню, разбираться в тонкостях певческого искусства. Известный московский фольклорист В.М. Щуров, изучавший подсередненскую песенную традицию в течение многих лет, первые записи в 1964 году делал именно от Евгении Никитичны, а Ольгу Ивановну Маничкину «заметили» уже следующие поколения собирателей: В.Н. Медведева (Никитина) и А.Н. Иванов в конце 1970-х годов.  О своей удивительной многолетней дружбе с Ольгой Ивановной Вера Николаевна написала в книге «Письма народных исполнителей».

Исключительная природная одаренность Ольги Ивановны удивляла даже её мать, Евгению Никитичну, которая любила приговаривать: «Тебе, Ольга, два раза песню не надо играть, схватываешь сразу». Семья дала Ольге Ивановне народную мудрость, терпимость, уважение к человеку, чистоту помыслов и бескорыстное служение людям. И наставила на верный Путь: сохранение и продолжение народных традиций, и в первую очередь — песенных.

В  течение долгих лет Ольга Ивановна работала в колхозе: в поле, на ферме, в строительной бригаде. Выпадала возможность — пела в минуты отдыха, но чаще — по праздникам, когда все выходили на «широкую улицу» — попеть, поплясать. Здесь проверялись мастерство и талант всех и каждого, и Ольгу Ивановну сельчане признали как глубокого знатока старины, искусную и тонкую исполнительницу. В альбоме из двух пластинок, выпущенном В.Н. Медведевой (Никитиной) в 1986 году «На Середенской улице», в исполнении О.И. Маничкиной представлены не только песни, но и её удивительные размышления о народном пении, старинные сказки, детские потешки. Крылатым стало её знаменитое высказывание: «Песня — это дар человеку», в котором отражается философский склад ума Ольги Ивановны. 

Фольклорный хор (а тогда он именно так назывался), организованный в 1950 году Николаем Васильевичем Ходыкиным, собирался стихийно, а регулярные репетиции в клубе начались только в те годы, когда перестали собираться широкие улицы. Это произошло в конце 1970-х годов. Широкие улицы — это праздничные (а в весенне-летний период — почти ежедневные) уличные сборы молодежи и любителей постарше, чтобы вместе играть песни, плясать в карагоде, или просто наблюдать за теми, кто это умеет делать.

Постепенно роль лидера и фактического руководителя фольклорного хора закрепилась за Ольгой Ивановной, поскольку её авторитет знатока традиции признавали все, а художественный вкус, тонкие и точные замечания помогали «сладить» песню. В 1979 году Ольга Ивановна впервые поехала с коллективом в Москву, а через год ансамбль с оглушительным успехом выступал в одном из лучших залов столицы — Концертном зале им. Чайковского. И покатилась по России слава о подсередненцах.

В 1988 году Ольга Ивановна уже имела официальный статус руководителя коллектива. В том же году состоялась первая зарубежная поездка ансамбля в США на фольклорный фестиваль, который проходил в Вашингтоне. Все зарубежные фестивальные поездки подсередненского коллектива неизменно проходили с огромным успехом: в 1995 — в Германии, в 1997 — снова в США, в 2000 — в Италии и Румынии.

Но, пожалуй, ответственнее было выступать на различных конференциях, форумах, Всероссийских фестивалях перед фольклористами, которые пытались разгадать притягательность подсередненской песни. Несколько раз в год село посещали фольклорные экспедиции, и никому из приезжающих не было отказано. С участием подсередненского хора сняты фильмы, записаны диски, изданы нотные сборники песен. 

Исполнительский стиль О.И. Маничкиной отличался подчеркнутой сдержанностью, в пении она стремилась к сочетанию кантилены и выразительной фразировки. Как никто, она умело пользовалась приемом паузирования, дробила мелодию на короткие фразы. Это можно заметить в любой песне, например, при исполнении дуэтом с сестрой Аленой Ивановной Поповой баллады о татарском полоне «Как у нас на горе» (аудиопример 02), или в сольном исполнении песни «Трава моя, травушка» (видеопример 02).

Собиратели музыкального фольклора записали от Ольги Ивановны около трёхсот старинных песен, их них более ста она поддерживала в активном репертуаре в руководимом ею коллективе. Именно это сделало её коллектив уникальным в масштабе всей России.

Ольга Ивановна могла показать любой голос, и даже сама предлагала записать себя, как она говорила, внакладную (аудиопример 10). Надо честно признать — нередко её вкус и понимание входили в противоречие с мнениями других исполнителей, но, тем не менее, она всегда убеждала и побеждала (видеопример 03). Во время исполнения Ольга Ивановна почти всегда прикрывала глаза: так ей легче было погружаться в мир песни, сравнивать исполнение с тем идеальным образом песни, который она хранила в себе. Участники коллектива понимали её с полувзгляда, иногда достаточно было слегка пошевелить пальцем вытянутой руки, чтобы в звучании что-то тут же поменялось.

Ольга Ивановна Маничкина была в коллективе — одной из всех, с одной стороны, и строгим художественным руководителем — с другой. Она сохраняла в репертуаре только те песни, которые требовали особого песенного мастерства, и не допускала упрощения песни, сокращения колен напева (как это нередко происходит в других селах), не выносила вульгарностей и «попсы». Примером напева со множеством старинных колен может служить песня «Над речкою, у нас было над рекой» (аудиопример 08).

Песни карагодные (хороводные, плясовые), широко распространенные в селах воронежско-белгородского пограничья, в Подсереднем отличаются более умеренными темпами, и насыщенным вокалом (вибрацией в голосе, внутрислоговыми распевами). Несмотря на насмешки жителей соседних сел (в селе Нижняя Покровка, например, существуют даже музыкальные дразнилки подсередненцев), Ольга Ивановна неизбежно всегда «осаживала» исполнителей, требовала «мелких шажочков» от женщин и редких крупных колен от мужчин. Благородство и скромность — вот её идеал во всем. Певица всегда боролась с «излишествами» и в украшении костюма, не позволяла пришивать слишком много блесток, бисера на пояс, нагрудное украшение-грибатку, головной убор-сороку.

Ольга Ивановна — замечательная рассказчица. Её речь — разумеется, диалектная, но при этом яркая, образная, обстоятельная, спокойная, без запинок. О свадебном обряде она рассказывала так, словно вчера его играла по полному чину. А ведь старинные свадьбы с исполнением всех обрядов и песен в родном селе ей вряд ли даже приходилось видеть. Тем не менее, Ольга Ивановна знала много деталей ритуала и сопровождающих его песен, поскольку обладала исключительной памятью: никто лучше неё не знал слова свадебных песен. Почти всегда она запевала их сама, чтобы придать им нужную тональность, нужное настроение, нужный темп (аудиопримеры 05, 06).

Общаясь с собирателями фольклора, Ольга Ивановна и сама становилась фольклористом: употребляла специальные слова и термины, такие как «жанр», «приуроченность», «лирические песни», «календарные песни», «напев», могла разъяснить припевные слова «ладо, ладо» (мол, так к древним богам обращались в обрядовых песнях). Примером такой песни, утратившей обрядность, но сохранившей сезонную —весеннюю приуроченность, является песня «Как пошли девки лесом по воду» (аудиопример 12).

Особая страница в биографии Ольги Ивановны — это работа с детьми и подростками. Уезжая из родного села учиться и работать в города, они навсегда увозили с собой любовь к родному краю, к своим традициям, которую привила им Ольга Ивановна Маничкина. В настоящее время с большим успехом работает с детьми дочь Ольги Ивановны — Екатерина Петровна Мальцева (фото 09).

На постаменте бронзового бюста певицы в родном селе высечены замечательно верные слова историка-краеведа и поэта Александра Харыбина:

                           «Величие простой крестьянки

                            На много лет пребудет в силе.

                            Её талант народный, яркий —

                             Символ Родины — России».

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ О.И. Маничкиной из с. Подсереднее Алексеевского р-на Белгородской обл. о народной песне
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна