Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Заговоры и народные молитвы в традиционной культуре Гороховецкого района Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие, старообрядчество
Язык: русский, восточные среднерусские окающие говоры, Владимирско-Поволжская группа
Паспорт объекта
Хранителями традиции заговоров могли быть не только профессиональные знахари — обычные люди также владели определенным минимумом знаний в этой сфере (необходимых для простейших лечебных приемов или хозяйственных ситуаций). Люди и сегодня прибегают к помощи заговоров в повседневной жизни. Это различные области хозяйства (работа в огороде, уход за скотом), любовные заговоры, лечение болезней. Значительное место в репертуаре местных жителей занимают обереги-молитвы.

Большинство современных заговорных текстов отличается краткостью: есть лишь молитвенное вступление, одна-две центральные формулы, завершающая формула «зааминивания». Иногда магические действия сопровождаются одной лаконичной формулой. Следует отметить постепенное оскудение набора традиционных образов-символов, составляющих смысловую основу заговорных текстов. Владимирско-нижегородское пограничье никогда не считалось исследователями территорией, богатой заговорно-заклинательными текстами, и в конце XX века положение не изменилось. Ситуация осложняется тем, что начиная с 1990-х годов в местную традицию стали активно проникать тексты, заимствованные из массовых популярных изданий заговоров. Тексты, записанные экспедицией ГРЦРФ в Гороховецком районе, сообщены в основном не специалистами-знахарями, а обычными людей. Знание простейших лечебных заговоров: от кровотечения, от зубной боли, ломоты в костях, рожи, грыжи, ячменя, детских болезней — по сей день считается необходимым.

Значительное место в репертуаре гороховецких жителей занимают так называемые народные молитвы. Они тесно связаны с заговорными текстами и по форме, и по своему назначению. Народное отношение к заговорам всегда отличалось от церковного: заговоры, как правило, именовали молитвами; отдельные канонические формулы («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас»; «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас», «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков», «Подай, Господи») включались в тексты заговоров как один из обязательных элементов их композиции; некоторые заговоры и обереги, по сути, имитировали канонические молитвенные тексты. Часто магические действия сопровождались текстами таких известных молитв, как Иисусова молитва, Трисвятое, Живые в помощи, Да воскреснет Бог. Однако наибольший авторитет в этом плане снискала молитва «Богородице, Дево, радуйся»: ею сопровождается традиционное лечение бородавок, умывание ребенка от сглаза. Многие жители Гороховецкого района большое значение придают именно таким формам магической практики. В их тетрадях немало текстов-молитв, в том числе с популярным мотивом «святые на страже». Среди этих же записей обнаружены тексты апокрифического сказания «Сон Богородицы», широко распространенного как в Нижегородской, так и в прилегающих к ней районах Владимирской области. Обычно этот сюжет, оформленный в виде сказания или духовного стиха, воспринимается как оберег. Однако, как свидетельствуют местные жители, они чаще используют его в качестве душеполезного чтения.

Тексты, записанные на рубеже XX–XXI веков в Гороховецком крае, показывают, как местная заговорно-заклинательная традиция тяготеет к примирению материального и духовного, внешнего и внутреннего миров человека, находясь в постоянном взаимодействии с двумя весьма различными по смысловому наполнению пластами этнической культуры — народной медициной и народной религиозностью.

Фото

Аудио

01 Заговор от бородавок в исполнении А.А. Малышевой из д. Горловка Гороховецкого р-на Владимирской обл. Правовая информация

02 Заговор от кровотечения в исполнении А.А. Малышевой из д. Горловка Гороховецкого р-на Владимирской обл. Правовая информация

03 Заговор от ячменя в исполнении А.А. Малышевой из д. Горловка Гороховецкого р-на Владимирской обл. Правовая информация

Прямая трансляция 21 сентября, в 21:30. ГЦСИ

«Забытые имена русского авангарда. „Бубновый валет“ и „Союз молодежи“»

Прямая трансляция 21 сентября, в 19:00. Третьяковская галерея

«Антология рассказа: оттепель – заморозки - перестройка»

Прямая трансляция 21 сентября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Времена года. Вивальди, Чайковский, Свиридов»

Прямая трансляция 20 сентября, в 19:00. «Ленфильм»

Обсуждение кинокартины «Развод по собственному желанию»

Прямая трансляция 19 сентября, в 11:15. Красная площадь

Трансляция со съемочной площадки картины «Увидеть Сталина»

Мастер комедии

Михаил Кокшенов и его роли

Лучшая травести советского кино

Надежда Румянцева и ее роли

«Журавли» Расула Гамзатова

Песня, которую нужно услышать

Дискуссии, концерты и мастер-классы.

Подробнее

В ней примут участие художники из 25 стран мира.

Подробнее

Лучшим спектаклем года признали «Царя Эдипа» Театра Вахтангова.

Подробнее

Концерты особого формата помогут молодой аудитории узнать и полюбить классическую музыку.

Подробнее

Лекции и беседы об искусстве, книжная ярмарка, мастер-классы и другие события.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть