Традиция вождения танков в сёлах Вышние Пены и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Вождение танков в сёлах Вышние и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области было приурочено ко времени постов: филипповского и Великого. В эти периоды танки водили в воскресные дни или церковные праздники, например, на Сороки (22 марта). Место вождения осенних танков — луг, выгон. Весенние, или говейнские, танки водили на проталинках. В большие праздники на это действо собиралось всё село. Основные участники танков — девушки и женщины, а также мужчины-хозуны, выделявшиеся мастерством пляски, знанием традиции. Остальные жители были зрителями праздничного действа.

В селе Вышние Пены танки имеют двухчастную структуру. Вначале участники выстраивались парами в две колонны, стоящие друг напротив друга, и начинали встречное движение. Каждую колонну возглавляли — заводили — хозуны. На небольшом расстоянии одна от другой колонны останавливались. Вторая часть танка — движение по кругу. Первые встречные пары кланялись друг другу, брались за руки и, подняв их на уровне головы, двигались по кругу против часовой стрелки. Поменявшись местами, пары уходили в конец противоположной колонны. В это время круг образовывали следующие пары, которые повторяли движения первых. Таким образом участники одной колонны постепенно переходили на противоположную сторону.

В селе Нижние Пены участники танка сразу становились в большой круг. Пары, стоящие друг напротив друга, пройдя через центр, менялись местами и вставали в круг. При этом центр танка не должен был пустовать: когда какие-то две пары начинали расходиться, две другие уже шли навстречу друг к другу. После того как все пары поменялись местами, участники танка брались за руки и шли по кругу приставным шагом. Эти две формы движения чередовались в танке.

Количество участников танка могло быть разным, но обязательно четным. Подружки заранее договаривались, с кем будут водить танок, и парами приходили на гуляние.

Плясали в танке и женщины и мужчины-хозуны. Характерные черты пляски были теми же, что и в местных карагодах: подпрыгивания (скок), прихлопывания в ладоши, прибивы ногами.

В каждом селе танок сопровождался специальными таночными песнями. В Вышних Пенах к ним относились: «У нас по мосту, мосту», «Не спалось молодой, не дремалось»; в селе Нижние Пены: «Да вот у нас на улице, у нас на широкой», «Московского драгуна молодая девка полюбила», «Ой, мой батюшка богат». Поэтическое содержание их текстов является типичным для широкого круга хороводных песен. В их основе любовная тематика, нормы семейных отношений и высмеивание, осуждение их нарушений, свадебные мотивы и т. п. Местные таночные и карагодные песни объединяются и сходными принципами строения поэтической строфы, которая состоит из двух смыслонесущих стихов и асемантического («алилёшного») рефрена, по слоговому объему равного основному поэтическому тексту.

Отличие таночных от карагодных песен, по мнению исполнителей, заключается в более медленном темпе исполнения танков, неспешном характере движения, ассоциирующегося с прилетом первых птиц (с. Нижние Пены).

Манера исполнения таночных песен соответствует уличному интонированию: открытый полётный звук, напряжённое звучание, специфические вокальные приёмы — киксы, флажолеты. Мелодика основана на скачкообразных ходах с последующим их поступенным заполнением. Все исполнители активно используют полный объем  звукоряда. Они не выделяют внутри ансамбля голосовые партии, а считают, что «все на один голос поют». Тем не менее гетерофонная фактура отличается плотностью, густым, сочным колоритом.

Традиция вождения танков в обоих селах угасает. Их могут воспроизвести лишь участники местных фольклорных коллективов, да и то лишь женщины. Мужчин-хозунов в селах не осталось.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Таночная песня «Да вот у нас по улице» в исполнении жительниц с. Нижние Пены Ракитянского р-на Белгородской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна