Войти Версия для слабовидящих
Популярное

К.В. Глюк. Ария «O del mio dolce ardor». Инструментовка для пения с оркестром

Ария «O del mio dolce ardor» из оперы «Парис и Елена» К. В. Глюка в инструментовке Чайковского впервые прозвучала во Втором симфоническом собрании Русского музыкального общества в Москве 6 ноября 1870 года в исполнении певицы Калашовой (имя и отчество не установлены) и оркестра под управлением Н. Г. Рубинштейна. Вероятно, именно просьба последнего инструментовать арию в виду отсутствия оригинальной оркестровой партитуры и стала непосредственным поводом к работе Чайковского. Единственное на тот момент печатное издание партитуры оперы «Парис и Елена» было выпущено в Вене в 1770 И. Т. фон Траттнером. В конце XVIII – первой половине XIX века опера не ставилась и была, фактически, забыта, поэтому, когда в 1852 английское издательство «Leader and Cock» выпустило арию «O del mio dolce ardor» в переложении для пения и фортепиано как сочинение А. Страделлы, новое авторство ни у кого не вызвало подозрений.
Имя итальянского композитора XVII века Алессандро Страделлы, героя апокрифического повествования о музыканте, своим искусством остановившем подосланных к нему убийц, было чрезвычайно популярным в середине XIX века (Alessandro Stradella (1639–1682): A Thematic Catalogue of His Compositions / comp. by C. Gianturco and E. McCrickard. Stuyvesant, New York, 1991. P. 265–272). Идея преображения души средствами искусства была очень близка романтической эпохе. Композитор стал героем шести опер (самая известная из них — «Алессандро Страделла» Ф. фон Флотова), множества песен, поэм, стихотворений. Музыкальные издатели, эксплуатируя этот интерес, выпустили под именем Страделлы множество как забытых сочинений прошлого, так и современных композиций. Исследователи насчитывают не менее 250 произведений, приписанных Страделле в середине XIX века . Между тем, оригинальная музыка легендарного композитора не была известна.
В 1850-х – 1880-х годах ария «O del mio dolce ardor» за авторством Страделлы была многократно переиздана европейскими издательствами, в том числе берлинской фирмой «A. M. Schlesinger» в 1854, 1855, 1862. Как видно из некоторых деталей нотного текста инструментовки Чайковского, русский композитор в своей работе воспользовался экземпляром издания, выпущенного этой фирмой в 1854 году. В автографе инструментовки он написал: «Aria. Stradella», что стало причиной многолетней ошибки: как инструментовка арии Страделлы эта работа Чайковского фигурирует во всех справочных изданиях, за исключением справочника «The Tchaikovsky Handbook», составленного А. Познанским и Б. Ленгстоном (The Tchaikovsky Handbook. A Guide to the Man and His Music: in 2 vol. / comp. by A. Poznansky and B. Langston. Vol. 1: Thematic Catalogue of Works. Catalogue of Photographs. Autobiography. Bloomington; Indianapolis, 2001. P. 362). Впрочем, в этом утверждении есть доля истины. Ведь именно как сочинение Страделлы Чайковский инструментовал арию, что отразилось на фразировке, артикуляции, выборе состава оркестра для его партитуры. Парадоксальным образом, в инструментовке Чайковского ария оказалась очень близка глюковскому оригиналу, что вряд ли было бы возможно, знай он настоящего автора. Сочинения Глюка в то время были известны преимущественно в редакциях середины XIX века, сделанных, в частности, Г. Берлиозом и Р. Вагнером и значительно отличающихся от авторских версий.
В 1880-е годы, с распространением подлинной музыки Страделлы, с одной стороны, и возросшей известности «Париса и Елены» Глюка, с другой, авторство итальянского композитора было отведено от арии «O del mio dolce ardor». Впрочем, отдельные издания сочинения под этим именем появлялись вплоть до середины 1920-х годов.

А.В. Комаров

Фото

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Закрытие летнего сезона «Военные оркестры в парках».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть