К.В. Глюк. Ария «O del mio dolce ardor». Инструментовка для пения с оркестром
Ария «O del mio dolce ardor» из оперы «Парис и Елена» К.В. Глюка в инструментовке Чайковского впервые прозвучала во Втором симфоническом собрании Русского музыкального общества в Москве 6 ноября 1870 года в исполнении певицы Калашовой (имя и отчество не установлены) и оркестра под управлением Н.Г. Рубинштейна. Вероятно, именно просьба последнего инструментовать арию в виду отсутствия оригинальной оркестровой партитуры и стала непосредственным поводом к работе Чайковского. Единственное на тот момент печатное издание партитуры оперы «Парис и Елена» было выпущено в Вене в 1770 И. Т. фон Траттнером. В конце XVIII — первой половине XIX века опера не ставилась и была, фактически, забыта, поэтому, когда в 1852 английское издательство «Leader and Cock» выпустило арию «O del mio dolce ardor» в переложении для пения и фортепиано как сочинение А. Страделлы, новое авторство ни у кого не вызвало подозрений.
Имя итальянского композитора XVII века Алессандро Страделлы, героя апокрифического повествования о музыканте, своим искусством остановившем подосланных к нему убийц, было чрезвычайно популярным в середине XIX века (Alessandro Stradella (1639–1682): A Thematic Catalogue of His Compositions / comp. by C. Gianturco and E. McCrickard. Stuyvesant, New York, 1991. P. 265–272). Идея преображения души средствами искусства была очень близка романтической эпохе. Композитор стал героем шести опер (самая известная из них — «Алессандро Страделла» Ф. фон Флотова), множества песен, поэм, стихотворений. Музыкальные издатели, эксплуатируя этот интерес, выпустили под именем Страделлы множество как забытых сочинений прошлого, так и современных композиций. Исследователи насчитывают не менее 250 произведений, приписанных Страделле в середине XIX века. Между тем, оригинальная музыка легендарного композитора не была известна.
В 1850-х — 1880-х годах ария «O del mio dolce ardor» за авторством Страделлы была многократно переиздана европейскими издательствами, в том числе берлинской фирмой «A. M. Schlesinger» в 1854, 1855, 1862. Как видно из некоторых деталей нотного текста инструментовки Чайковского, русский композитор в своей работе воспользовался экземпляром издания, выпущенного этой фирмой в 1854 году. В автографе инструментовки он написал: «Aria. Stradella», что стало причиной многолетней ошибки: как инструментовка арии Страделлы эта работа Чайковского фигурирует во всех справочных изданиях, за исключением справочника «The Tchaikovsky Handbook», составленного А. Познанским и Б. Ленгстоном (The Tchaikovsky Handbook. A Guide to the Man and His Music: in 2 vol. / comp. by A. Poznansky and B. Langston. Vol. 1: Thematic Catalogue of Works. Catalogue of Photographs. Autobiography. Bloomington; Indianapolis, 2001. P. 362). Впрочем, в этом утверждении есть доля истины. Ведь именно как сочинение Страделлы Чайковский инструментовал арию, что отразилось на фразировке, артикуляции, выборе состава оркестра для его партитуры. Парадоксальным образом, в инструментовке Чайковского ария оказалась очень близка глюковскому оригиналу, что вряд ли было бы возможно, знай он настоящего автора. Сочинения Глюка в то время были известны преимущественно в редакциях середины XIX века, сделанных, в частности, Г. Берлиозом и Р. Вагнером и значительно отличающихся от авторских версий.
В 1880-е годы, с распространением подлинной музыки Страделлы, с одной стороны, и возросшей известности «Париса и Елены» Глюка, с другой, авторство итальянского композитора было отведено от арии «O del mio dolce ardor». Впрочем, отдельные издания сочинения под этим именем появлялись вплоть до середины 1920-х годов.
А.В. Комаров