Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Вождение танков в селе Сторожевое Большесолдатского района Курской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – южнорусское
Паспорт объекта
В традиции курско-белгородского пограничья вождение хороводов (танков) выполняло функцию обряда встречи весны. В селе Сторожевом существовало два типа танков. Танок-шествие девочек с репьем совершался на Сороки и оканчивался общей трапезой с яичницей и обрядовым печеньем кулики. В нем проявляются черты девичьего кумления. Другой танок водили на Красную горку по принципу «ручейка»: проходили парами под поднятыми воротцами руками участников. В смене хореографического движения выражается идея смены календарного периода. Танки водились под постовские песни, имеющие общий напев. Из живого бытования танки исчезли в середине ХХ века и сейчас сохраняются лишь в памяти носителей традиции преклонного возраста.


Село Сторожевое Большесолдатского района Курской области возникло на месте наблюдательного пункта – сторóжи, – с которого в XVI – начале XVII вв. подавали сигналы о приближении отрядов крымских татар. После строительства линии оборонительных укреплений – Белгородской засечной черты – южнорусские земли стали обживаться служилыми людьми, которые впоследствии перешли в сословие государственных крестьян-однодворцев. Их потомки составляют нынешнее население села Сторожевого и других русских сел, входивших ранее в Суджанский и Обоянский уезды Курской губернии, а в настоящее время расположенных на территории Суджанского, Большесолдатского, Беловского, Обоянского, Медвенского, Пристенского районов Курской области, Ивнянского и Ракитянского районов Белгородской области.


Здесь сформировалась локальная песенная традиция, для которой характерно обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей, развитая система хореографических жанров. Среди них выделяются ранневесенние хороводы – танки и групповая пляска по кругу – карагоды.


Танки играли роль обряда встречи весны, их водили в период Великого поста. Сопровождавшие вождение танков песни называются постовскúми: «Масленица заканчивается в воскресенье – и Великий пост начинается. Уже скоромное никто не ел. Свадьбы нельзя играть. Есть песни, которые можно было петь, постовскúе называются. Эта как обыкновенные песни «лёли». Под них танцевали» (Шаталова А.И.).


В каждом селе курско-белгородского пограничья танки имели свою хореографическую композицию. В селе Сторожевом, как и в некоторых других сёлах (например, в сёлах Ивнянского и Ракитянского районов Белгородской области, расположенных по реке Пене), существуют две формы вождения танков. Часто характер движения в танках обозначается особыми местными терминами. Кроме того, различающиеся по хореографии танки разведены по времени проведения: один из танков водили в период Великого поста, другой – после Пасхи.


Вождение постовых танков в курско-белгородской традиции чаще всего осуществляется на Благовещение или Вербное воскресение. Но в селе Сторожевом постовые танки водили на Сороки (22 марта). Танок представлял собой шествие девушек по улице с обрядовым предметом – репьем. Это была сухая ветка репейника, которую девушки украшали лентами, бусами. Ветка колючего растения с характерным названием репей, арепей часто присутствует в свадебных ритуалах Юга России и является символом невесты. Вероятно, раньше в шествии с репьем участвовали девушки брачного возраста. Информанты 1920–1930-х годов рождения принимали участие в этом шествии будучи детьми 9–10-летнего возраста. Происходящее воспринималось ими как игра, поэтому и термин танок они не употребляют. Анна Ивановна Шаталова (1926 г.р.) вспоминает: «Сороки были, у кýлики [испеченные из теста птички] мы играли. Пайдешь, самый какой арипей дужа бальшой кустистай срываем, срубаем ево за ниделю раньше. Сарываем тот-та тот арипей и сабираемся, ну, у куго застёжак [украшений] больша. Щас бы ево урядил адин щилавек, а то у куго две там, три…»


С репьем ходили по улице, передавая его друг другу: «И кажнай хощица, ну, как бы падиржать тот-та арипей. Па очереди». Шли с пением постовской песни «Из-за города, из-за Киева»:


Из-за города, из-за Киева,

Там летят-летят гусей стаечка.

Гуси сераи, крылья белаи.

Поперёк летит серай гусачок,

А навстречу яму – старый старичок.

У его гусюшки всё спрашивают, да выпытавают:

«А скажи, гусак, а скажи, серай,

А что в городя, а что дёшево, а что дорого?»


Данный сюжет широко распространен на Юге России и имеет продолжение «дóроги девушки, дёшевы молодцы», то есть в нем присутствует характерное для весенних хороводов величание девушек.


В 1930-е годы, когда данный обряд существовал в живом бытовании, значимость исполнения песни еще не была утрачена: «Пели. Так, не так – дерём!.. Какая тяня куда нада, какая ни тяня – галóсим, усё прайдёть» (Шаталова А.И.).


Песня «Из-за города, из-за Киева» ассоциировалась с праздником Сороков потому, что в ней упоминаются перелетные птицы. Церковный день памяти сорока мучеников Севастийских в русской традиции связывается с прилётом птиц, которые, по славянским поверьям, приносят из-за моря весну. Очень широко распространен на русской территории обычай изготовления в этот день обрядового печенья в виде птичек – кýликов, которых раздавали детям.


В сознании жителей села Сторожевое главный атрибут праздника – печенье кулики – и вождение танка объединены в единый обрядовый комплекс: шествие с репьем заканчивалось в нанятом доме, где устраивалась трапеза вскладчину из принесенных продуктов: «Ну, и тада ужо нанимаим, хто нас пустя. В нас тут был двор адин, и другой. И тожа, снасилися: «Ну, давайтя, па скока? Па два ийса?» Штоб бабка та-та сжарила нам. Яишню жарили» (Шаталова А.И.). Печенье кулики было одним из блюд этой трапезы: «Та-та, шо хазяйка, какая гатовя: «Ну, садитеся». Щас, кажнай: «Щей кýлик?» – «Мой, ета мой, ета мой, ета мой». Атризают кажнаму галавý, и кажен [должен] съесть сваиго кýлика галавý. И яишницу, там суп варют…» (Шаталова А.И.).


В описанном обряде присутствуют черты кумления внутри группы девочек-подростков. Хождение с репьем в с. Сторожевое напоминает обряд, который в селах по реке Пене, тоже принадлежащих к курско-белгородской традиции, известен как крещение кукушки (присутствие растительного символа с названием репей, проход девочек с репьем по улице с передачей его друг другу, последующая общая трапеза вскладчину с яичницей), но он проводится в поздневесенний период, после Пасхи.


В Сторожевом же после Пасхи на Красную горку водили другой танок под песню «Таня белая», в которой также воспевается красота молодой девушки:


Таня-Танюша, Таня белая,

Таня белая, шшо румёная,

Чернобровая, черноглазая

Коса русая, шалковой косник,

Шубка с лентами, с прозументами.

Подвела Таня тон под генералов дом,

А генералов сын на крыльцу стоит,

На крыльцу стоит, на Таню смотрит:

«Что за Танюшка, что за белая!

Я Таню люблю, за себя возьму».


Хореографическая композиция этого танка строится по принципу «ручейка»: участники выстраивались парами, последняя пара проходила под поднятыми вверх руками участников и становилась первой. Пара, ставшая последней, повторяла движение вперед: «Ета называют «Таня танки водила». Ну, за рукý я беру, и с той стороны за рукý, и сзади так стоят (парами). А потом задние идуть уперёд, проходють с песнями и идуть, идуть, идуть, пока конец» (Бобровская В.П.). Исполнителями пасхального танка были девушки и молодые женщины, первый год живущие в браке. Участницы танка приплясывали в такт пению. По словам нынешних исполнителей, в танке использовался простой шаг, без прибива, а шаг с прибивом применялся в карагоде.


Обе разновидности танка водят под песни, имеющие одинаковый напев, что осознается исполнителями. Варвара Павловна Бобровская, говоря о постовскúх песнях, спела песни «Из-за города, из-за Киева» и «Таню белую» друг за другом. Но при сохранении напева меняется поэтический текст и форма хореографического движения. Именно в смене хореографии выражена идея смены календарного периода: завершается ранняя весна и начинается поздняя.


Обращает на себя внимание употребление термина голóсить по отношению к манере исполнения таночных песен. По словам Варвары Павловны Бобровской, постовские песни отличаются от гульбóвых (которые в пост не пели) тем, что они «плачéвные». Такие ассоциации могут быть связаны с тем, что постовские песни, как и плачи в местной традиции, поются в объеме трех звуков.


Строение таночных песен сближает их с карагодными. Для них характерны скорый темп, характерные ритмические фигуры, соответствующие ритму плясового шага, поэтическая строфа, состоящая из строки теста и припева «лёли». Песня с сюжетом «Таня-Танюша» является самой популярной таночной песней в традиции курско-белгородского пограничья, но в разных селах сочетается с различными формами хореографии.


В связи с изменением уклада крестьянской жизни в ХХ веке традиционные музыкально-хореографические жанры вышли из активного бытования. Карагоды перестали устраивать в 60-е годы ХХ века, а танки исчезли еще раньше. О том, как их водили, помнят только информанты 1920–1930-х годов рождения, которые либо сами участвовали в танках, будучи детьми или подростками, либо видели, как танки водили их родители. В настоящее время танки воспроизводят только по просьбе собирателя или в условиях концертного выступления. Таночные песни и хореографию танков помнят только люди преклонного возраста, молодых участников в фольклорном коллективе мало. С уходом из жизни представителей старшего поколения жанр может исчезнуть не только из бытования, но и из коллективной памяти жителей села.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Рассказ А.И. Шаталовой из с. Сторожевое Большесолдатского р-на Курской обл. о праздновании дня Сороков Правовая информация

02 «Постовская» таночная песня «Из-за города, из-за Киева» в исполнении жительниц с. Сторожевое Большесолдатского р-на Курской обл. Правовая информация

03 Таночная песня «Таня белая» в исполнении фольклорного ансамбля с. Сторожевое Большесолдатского р-на Курской обл. Правовая информация

Легенда ХХ века - Анна Ахматова

Вспоминаем лиричное стихотворение номинантки на Нобелевскую премию

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Зрители увидят самые интересные постановки.

Подробнее

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть