Музеи

Фотомонтаж в работах конструктивистов

Е. Лавинская. Киноуголок. 1920-е. Из коллекции Российской национальной библиотеки

После Октябрьской революции все традиционное искусство авангардистами было объявлено буржуазным. И на смену привычным академическим приемам пришли разного рода художественные эксперименты. В 1920-е ведущее место занимают конструктивисты, которые меняют традиционные представления об архитектуре, дизайне, фотографии… Появляются и новые виды художественной деятельности — кино, реклама, плакаты, которые в СССР служили разным целям. Каким именно — расскажет выставка в РОСФОТО, тематически выстроенная по разделам: советский киноплакат, социальная тема и политическая пропаганда.

Конструктивисты особенно любили фотографию. А фотомонтаж стал для них альтернативой традиционной художественной иллюстрации. Он возник из принципа синтеза искусств и объединил в себе фотографию, графику и коллаж. Соединив динамическую диагональ с разнообразными шрифтами и плашками, такие мастера, как Александр Родченко, Эль Лисицкий и Густав Клуцис, получили новое трехмерное изображение. Так что расцвет полиграфического дизайна в ХХ веке тоже заслуга конструктивизма. К сожалению, их эксперименты длились недолго. Уже в 1932 году, когда в стране объявили главным художественным методом соцреализм и все прочие художественные группировки были закрыты…

Илья Обухов, куратор выставки в РОСФОТО, рассказал о работах, которые, по его мнению, обязательно должен увидеть каждый.

В серии киноплакатов:

Плакаты Антона Лавинского к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» и Александра Родченко к документальной ленте Дзиги Вертова «Шестая часть мира».

Социальный плакат:

Агитационные плакаты Веры Гицевич «За пролетарский парк культуры и отдыха» и Сергея Сенькина «Озеленим цехи фабрик и заводов!».

Политический плакат:

«Индустриализация СССР» Эль Лисицкого и «Все на перевыборы Советов» Густава Клуциса.

Кстати, как рассказал куратор, на выставке Клуцису посвящен отдельный зал: «Густав Клуцис одним из первых обратился к технике фотомонтажа. В его плакатах преобладает революционный красный цвет, на фоне которого размещены контрастные разномасштабные черно-белые фотографии — индустриальные пейзажи, строительная техника, транспортные средства, лица вождей и рабочих», — рассказал Илья Обухов.

Также в экспозиции представлены плакаты советского агитационного театра «Синяя блуза», фотоколлажи Родченко, фотографии массовых шествий и парадов Аркадия Шайхета и Виктора Буллы.

Выставка открыта до 21 февраля 2016 года.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 35. Выставочный зал Парадного корпуса, 3-й этаж.

Благодарим РОСФОТО за предоставленные иллюстрации.

Смотрите также

Культагит. 7 видов особого искусства
«Искусство в массы».
Первые российские «себяшки»
Первые российские селфи, сделанные еще во времена царской России.
Краски Первомая
Культурная маёвка у картин эпохи соцреализма.