Образцы косторезного мастерства

6 октября впервые во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства
открывается выставка «Путешествие по дорогам времени. Косторезное искусство России». Посетители смогут увидеть более 400 экспонатов, выполненных из различных видов кости. Среди них — произведения всех известных промыслов, существующих на территории России с XVIII века до наших дней. Уникальная коллекция соединила разнообразие стилей, образов и приемов резьбы, складывающихся столетиями.
Самый увлекательный раздел выставки посвящен искусству 1920–50-х годов. В этот переходный период были созданы уникальные произведения искусства, отражающие настроение и дух своего времени. Авторское начало в мастерстве косторезов стало преобладать с 1970-х годов. А конец XX века, представленный в музее, запомнился многообразием поисков новых художественных направлений в искусстве резьбы. Завершающая часть экспозиции продемонстрирует неожиданный потенциал в костяных работах мастеров из Москвы, Салехарда, Магадана и Якутска. В своем творчестве они отразили направления современного искусства за последние несколько лет, в том числе из мира фантастики.
Косторезные центры в регионах прошли свои пути развития, сформированные историческими особенностями и традициями национальной культуры. Самый известный промысел — холмогорский — с XVI века последователь лучших традиций косторезного искусства Древней Руси. Эпоха его расцвета пришлась на XVIII век, а творения северорусских мастеров стали неотъемлемой частью быта царских дворцов и дворянских усадеб.
Холмогорская резьба стала проникать в сибирские регионы вместе с переселенцами из европейской части России. Так, в XVIII веке костяной промысел зародился в городе Якутске. А спустя время местные художественные традиции резьбы, взятые за основу, стали знаковой и самобытной частью национальной культуры Якутии. Во второй половине XIX века косторезные мастерские появились в старинном городе Тобольске. Они послужили основой создания нового центра резьбы. В процессе его становления тобольские мастера определили свое основное направление — миниатюрная скульптура.
Художественная обработка кости на Чукотке — искусство с 2000-летней историей. Первоначально возникнув как часть обрядовой магии, оно на протяжении веков впитывало и отражало древние представления о мире. С начала XX века в состав косторезного промысла вошла объемная скульптура и гравировка на моржовых клыках.
Самый молодой косторезный центр зародился в подмосковном Хотькове в конце 1940-х годов. Его ведущие мастера применяют все известные техники художественной обработки кости.
«Пыль — неотъемлемая часть работы костореза. Работа вредная, поэтому дело считается неженским занятием. Сегодня, конечно, границы стерлись, а вредность осталась. Когда на экскурсии приходят дети, первым делом зажимают уши. Работа по кости на верстаке имеет такой же звук, как и работа стоматолога. А после гости зажимают нос: кость при соприкосновении с инструментом отдает характерным запахом. Но ко всему можно привыкнуть. Чтобы сохранить традицию резьбы, конечно, нужно передавать опыт молодым людям. Технология работы может перейти только с приобретением опыта, но для этого нужно заниматься, видеть работу мастеров и коллег».
Ирина Могутова, мастер резьбы по кости, г. Тюмень
Выставка продлится по 31 января 2016 года. Этот масштабный проект станет завершением Года художественной резьбы по кости в рамках музейной программы «Достояние России. Традиции для будущего».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна