Писатель хрущевской оттепели

Несостоявшийся электромеханик и военный. Автор с ярким литературным дебютом, так и не окончивший Литературный институт.
Анатолий Гладилин отмечает 80-летний юбилей.
Едва исполнилось двадцать — Анатолий Гладилин написал «Хронику времен Виктора Подгурского».
«Нерадивый и легкомысленный студентик Литературного института, он в одночасье стал первым знаменитейшим писателем нашего поколения. Такого в советской литературе не случалось уже несколько десятилетий, с тех пор как «золотые двадцатые» сменились «чугунными тридцатыми».
Василий Аксенов. «Юность» бальзаковского возраста»
История бывшего десятиклассника в поисках собственного пути в жизни. Дневники, воспоминания, исторические события… С повести, напечатанной в журнале «Юность», по сути, началась молодежная литература периода оттепели с такими близкими читателю героями, проблемами.

«Это было 1 сентября 1953 года. Еще по коридорам Министерства культуры метались легионы мамаш, размахивая руками и вытирая опухшие от слез глаза; еще кабинеты директоров институтов осаждали солидные отцы с орденскими ленточками и, ссылаясь на свои заслуги, просили зачислить их детей в число студентов; еще говорили о возможных вакансиях и утешались туманными слухами о каком-то мифическом зимнем наборе, но уже стало ясно, что половина поступавших в этом году не попала в институты. В первую очередь это поняли сами поступавшие. Они растерялись. Еще бы, такого конкурса никогда не было!»
Из книги «Хроника времен Виктора Подгурского»
Хроники самого Анатолия Гладилина включают работу в «Московском комсомольце» и на киностудии имени Горького, поездки по стране. Нашли своего читателя книги «Бригантина поднимает паруса. История одного неудачника» (1959), «Дым в глаза» (1959), «Песни золотого прииска» (1960), роман «История одной компании» (1965). Все произведения отличает присущее автору повествование с использованием дневниковых записей героев, что придает прозе характер «исповедальности».
Уже будучи зрелым автором, писатель был вынужден эмигрировать. После того, как открыто выступил в 1966 году против суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, а в 1972 году на Западе был опубликован его роман «Прогноз на завтра». Уехал и продолжал работать — обозревателем на радио и над новыми произведениями. Повести и рассказы «Концерт для трубы с оркестром», «Тигр переходит улицу», роман-антиутопия «Французская Советская Социалистическая Республика», заметки, путевые очерки, литературные портреты вошли в сборник «Парижская ярмарка».
«На мой взгляд, каждый нормальный человек способен написать одну книгу — книгу о своей жизни. И если жизнь его была интересна, полна драматических, трагических событий, то может получиться хорошее литературное произведение». Это мемуары Анатолия Гладилина. Книга о том, чья жизнь словно открытая книга, — о себе.
Смотрите сегодня в 16.25 на телеканале «Культура» документальный фильм «Все начиналось с «Юности». О творчестве писателя Анатолия Гладилина.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна