Ветряки

Северные мельницы. Памятники истории, название нового музея и фестиваля плотницкого искусства. В деревне Кимжа Архангельской области с 18 по 21 июля соберутся мастеровые. Как раз в том месте, где и сохранились самые северные в мире мельницы.
В старинную поморскую деревню приедут плотники со всей России и эксперты-молинологи — специалисты по постройке и ремонту мельниц из Нидерландов, где мельничные традиции хранят веками. Зарубежные коллеги помогали восстанавливать старую деревянную мельницу, создавать в Кимже международный молинологический центр, а теперь примут участие в открытии музея мельниц-столбовок и фестивальной программе.
Сам конкурс плотницкого мастерства «Как красота и мера скажут» продлится два дня. Мастера и поработают, и на народном гулянье побывают. «Плотник — первый на селе работник», — до сих пор уверены в деревянной Кимже, и фестиваль плотницкого искусства проводят с размахом — с конкурсами частушек и кулинарных рецептов «Каша из топора». Дегустация приготовленных блюд перерастет в сельское застолье. Так в программе и указано. Но будут говорить на фестивале и о мельницах. Недаром с 2013 года Кимжа — объект культурного наследия, достопримечательность регионального значения, в том числе и благодаря своим ветрякам.
В ХIХ веке в Кимже было с десяток мельниц. Попали они на Север вместе с переселенцами из Новгорода. На родине после ХVIII века заменили ветряки столбовые моделями более прогрессивными, а в северных землях так и остались неизменными вплоть до ХХ века. Произведения инженерной и строительной мысли отличаются особой конструкцией. Суровые северные ветра диктовали мастерам свои условия. Мельницы возводили, как правило, без единого гвоздя. Столбы из лиственницы, окруженные мощным бревенчатым срубом, сужающимся кверху. Все детали — из дерева, за исключением камня, что зерно в муку измельчает. Эдакая «избушка на курьих ножках», которую хозяева разворачивали вслед за ветром.
«Сам образ такой мельницы настолько русский и так резко отличается от всех других, что это обстоятельство принуждает выделить ее в особый тип и поставить ее на особое место — самое видное».
Исследователь деревянной архитектуры Русского Севера А.В. Ополовников
И мельницы возвышались на холмах, открытых всем ветрам. Ветряки были особым предметом гордости владельца и дополнительной статьей дохода для крестьянского хозяйства.
После революции новых мельниц не строили — запрещались как частная собственность. И уцелели лишь два ветряка начала ХХ века — рода Воронухиных и Дерягиных. И те пришлось восстанавливать на губернаторские деньги в рамках проекта — Ландшафтно-музейный комплекс «Самые северные мельницы в мире». Проекту почти десять лет. Полеводческая бригада сохраняет жит — четырехрядку — и помогает сохранять деревянное зодчество в рабочем состоянии. В честь фестиваля мукомольный жернов запускают — исторический механизм в действии. Это сейчас зерно превращают в муку традиции ради. А столетия назад летающие на ветру крылья мельницы — верный признак: значит, с урожаем. А уж коли есть урожай, то и год будет сытый.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна