Очарование русской старины

«Великий Новгород в палитре художников» — выставка по следам I Всероссийского одноименного пленэра, проходившего в 2013 году. Тогда в город приехали более 30 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска, Пскова, Вологды, Череповца, Кирова, Сыктывкара… Теперь их картины решили выставить в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли.
Великий Новгород, раскинувшийся на берегах реки Волхов, всегда притягивал живописцев. И своей историей, и своей архитектурой. К историческому прошлому города обращался художник Аполлинарий Васнецов, бытописатель русской древности. Картины «Варяжские корабли в Великом Новгороде» и «Торг в Великом Новгороде» повествуют о времени Новгородской республики XII–XV веков, когда город был центром торговли и ремесел. Он был своеобразным «окном в Европу» поскольку являлся одним из пунктов торгового пути «из варяг в греки». Вся коммерция велась на правом берегу Волхова — сюда приставали иностранные суда, здесь фряжские негоцианты торговались с новгородскими купцами. На полотнах Васнецова мы видим как раз торг, а на дальнем плане — Детинец — крепостное укрепление Новгорода.
Славится город и своими белокаменными церквями, и старинными монастырями. Церковь Спаса Преображения на Нередице XII века, построенная князем Ярославом Владимировичем, примечательна своими фресками. В 1862 году художник Николай Мартынов сделал их акварельные копии, за что в 1867 году получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. К сожалению, во время Великой Отечественной войны многие росписи погибли, до наших дней дошли лишь фрагменты. Спас на Нередице неоднократно писал Николай Рерих. В 1903–1904 годах церковь отреставрировали, что привело художника в отчаяние: «Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками сложенное… Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей страны. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни». Так что сегодня картины Рериха — свидетельство исторического облика церкви, ныне утерянного. У Рериха мы видим колокольню рядом с церковью, на полотнах современных художников таковой уже нет.
Московский сезаннист, один из лидеров группы «Бубновый валет» Петр Кончаловский в 1924 году совершил большое путешествие по Италии, где запечатлел виды Венеции и Сорренто. По возвращении в 1925-м приезжает в Великий Новгород и с упоением пишет древнюю архитектуру города, его церкви, озеро Ильмень и реку Волхов. Город художника покорил. В 1928 году Кончаловский совершает вторую поездку в Новгород, и снова его кисть выводит на холсте «Площадь Софийского собора», «Башню Кукуй», а также «Возвращение с ярмарки» — картину, отражающую бытовую сторону жизни тогдашних новгородцев.
Вот и Сергей Герасимов, советский импрессионист, обратился не к образу города, но к характеру его жителей. На полотне «На Волхове. Рыбаки» изображены степенные люди с чувством собственного достоинства. Герасимов, как и Кончаловский, уловил эту черту характера жителей северо-западных русских земель. Кто бы и как не писал этот город, для каждого художника он свой. Даже массивные сооружения средневековой архитектуры не кажутся мрачными в изображении Антонины Ромодановской — мастера городских акварельных пейзажей (ее виды часто становились открытками). И башня Кукуй, и местный Кремль у нее — легкие и купаются в лучах солнца. Это город, в который обязательно хочется вернуться, а если еще не был — непременно посетить.
К истории обращается и яркий представитель русского постимпрессионизма Константин Горбатов. На его полотне «Великий Новгород» запечатлена повседневная жизнь средневекового города. И она полна истинного величия: река Волхов у художника кажется морем, а Детинец с Софийским собором на дальнем плане — Царьградом. Сквозь густые облака в небе пробивается солнечный свет, озаряя и город, и приставшие к нему парусные корабли.
На картинах участников пленэра «Великий Новгород в палитре художников» можно увидеть образ этого удивительного города глазами современных живописцев. Древняя архитектура нашла новое отражение в живописи 17 авторов: Татьяны Васильевой из Сыктывкара, Валентина Чекмасова из Петрозаводска, Александра Феофилактова из Мурманска, Сергея Горбачева из Кирова, москвича Сергея Сиренко и других.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна