80 лет в боевом строю
«Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» — так называется диорама, созданная по мотивам «Повести временных лет».
В Москве, в
Центральном Манеже, открылась выставка «Грековцы», посвященная юбилею Студии военных художников им. М.Б. Грекова.
Основатель студии Митрофан Борисович Греков родился на Дону в 1882 году. Окончив Одесское художественное училище, приехал в Петербург с рекомендацией поступать в Академию художеств без экзаменов. Учился у Ильи Репина, в батальной мастерской Франца Рубо.
Еще студентом помогал реставрировать панораму Рубо «Оборона Севастополя». И мечтал о не менее грандиозной собственной картине. В итоге художнику удалось создать целое направление советской батальной живописи.
Ссылки по теме
Митрофан Греков видел войну не раз. Воевал в Первую мировую и Гражданскую. С фронта привез зарисовки. Стал вести художественную хронику боевых подвигов Первой конной армии Буденного. В 1934 году ему поручили создание панорамы «Перекоп» о штурме крымских укреплений, но художник скоропостижно скончался. Год спустя на базе отдельной кавалерийской бригады создается мастерская самодеятельного красноармейского искусства. Именно о такой студии мечтал Митрофан Борисович, и она получила имя художника.
Грековцы воевали и вели летопись Великой Отечественной. Выпускали плакаты «Листок красноармейца». Всем известные «Отстоим Москву!» Николая Жукова и Виктора Климашина (1941), «Дойдем до Берлина» Леонида Голованова (1944) и его же «Дошли!» (1945). Многие дошли и встретились в столице поверженной Германии у Бранденбургских ворот. Память об этом хранит старая фотография в студийном архиве.
И в мирные годы художникам-баталистам нашлась работа: переносить память о воинской доблести на полотно, рассказывать об армейских буднях.
Таковы «Штурм крепости Очаков русскими войсками в 1788 году» Марата Самсонова (1970), всемирно известные монументы Евгения Вучетича «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане и «Воин-освободитель» в Берлине, масштабное полотно «Плевенская эпопея 1877 года» Николая Овечкина в Болгарии, оформление мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главный военный музей в Стамбуле. Всего более 70 масштабных полотен по всему миру.
И уже современные работы о боевых действиях во Вьетнаме, Афганистане и Чечне, Боснии и Герцеговине. Коллектив военных художников был и остается уникальным, единственным в мире.
Смотрите также