«Говорящие» экспонаты музея кино

Кто повязал сиреневый бант коту Леопольду и одел по последней моде «Любимую женщину механика Гаврилова»? Откуда безнадежная тоска «Осеннего марафона»?
Ответы на эти вопросы знают в Музее кино, где год за годом собирают наброски, эскизы, «заметки на полях». Уникальные фонды позволяют заглянуть за кулисы нашего кинематографа, почувствовать атмосферу съемочной площадки, не дыша, постоять за спиной художников-постановщиков и модельеров. Под Новый год коллекция пополнилась работами сразу четырех талантливых мастеров: Левана Шенгелии, Лейлы Брюн, Ганны Ганевской и Татьяны Горшениной.
Художник в кино не «просто художник». Немного волшебник, карандашный набросок которого становится явью, а детально проработанное полотно — сценой реальной жизни. В такую картину буквально можно шагнуть, как у Спичечника в книге «Мэри Поппинс», рисующего на асфальте. Создатель, творец мира кино, ограниченный лишь режиссерским замыслом и бюджетом. Нарисованные им декорации оживают, обрастают подробностями. Идет снег, который сам придумал, дует пронизывающий осенний ветер или легкий бриз с моря, создающий настроение в кадре.
Один из таких волшебников — народный художник России, трижды лауреат Государственной премии Леван Шенгелия. В коллекции Музея кино теперь более полутора тысяч его работ к 34 фильмам. Наследником мастера были переданы в дар музею папки с рабочими набросками, раскадровками, подготовительными материалами, которые помогают понять, как рождался творческий замысел. Леван Шенгелия учился на художественном факультете ВГИКа у мастера кино Иосифа Шпинеля и более пятидесяти лет проработал в кинематографе. Принимал участие в создании фильмов, ставших классикой отечественного кино: сразу после окончания института — «Тарас Шевченко» Игоря Савченко, далее — «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» Михаила Ромма, «Алые паруса» Александра Птушко, «Корона Российской империи» Эдмонда Кеосаяна, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Осенний марафон» Георгия Данелии…
Хандра, безысходность, тоска… Настрой «Осеннего марафона» действительно «осенний». Серый дождливый город, подобно главному герою, не может решить, как жить дальше. Неприкаянный Бузыкин в кепке, с обтрепанным портфелем, разрывающийся между двумя женщинами, не говорит ни «да», ни «нет». И бежит в финальных кадрах в белой рубашке и галстуке рядом с простым и понятным Хансеном на фоне вечернего сырого города с тусклыми фонарями, не способными разогнать сумрак, — куда и зачем?
По словам главного хранителя Музея кино Кристины Юрьевой: «Для творчества Шенгелии характерны прежде всего графическая выразительность, лаконизм линий и четкость изобразительных решений, экспрессия в передаче событий и обстановки действия».
Только благодаря эскизам Шенгелии сегодня можно получить представление о некоторых картинах, так и не вышедших на экран. «Иван Грозный», задуманный в 1953 году Иваном Пырьевым, снят не был. Или «В августе 1944-го…» Витаутаса Жалакявичюса. В 1975 году из-за конфликта режиссера с автором романа Владимиром Богомоловым весь смонтированный рабочий негатив фильма был смыт.
«Наши фонды — это во многом кулисы кинематографа. Иногда здесь видишь то, чего никогда не увидишь в самой картине. Кино ведь не только синтетическое, но и коллективное искусство. Может, что-то не сложилось, не состыковалось, и какие-то части общей работы не попали в кадр. А иногда именно эти части — отдельно взятые — сделаны талантливее, чем фильм в целом», — рассказывают хранители Музея кино.
Мода, даже мультипликационная, начинается с идеи на бумаге. Кота Леопольда в домашних тапочках и с бантом придумала художник-модельер Лейла Брюн. 44 эскиза к первым двум сериям хранятся в художественном фонде Музея кино. Проследить, как создавалсяобраз, — увлекательное занятие не только для специалистов. Как рассказывает художник Вячеслав Назарук, который в следующих сериях рисовал Леопольда: «Мне пришлось придерживаться этого образа кота с бантиком и в тапочках. Первый фильм Лейлы назывался «Месть кота Леопольда». Кот там был очень агрессивный, а мыши — зловредные. Я же смягчил ситуацию. У меня мыши стали шалунами. В жизни дети часто воспитываются с помощью насилия, их ругают, наказывают за непослушание. А этого делать нельзя. Вот я в «Леопольде» и показал, как нужно воспитывать шаловливых детей на примере кота и мышат».
Имя Лейлы Брюн известно в мире моды. Ее книга «Три века русского костюма» — настольная для многих кутюрье. Пьер Карден и Пако Рабанвосхищаются эскизами художницы. Акварельные играфические образы красивы, изящны и совершенны. Первый опыт Лейлы Брюн в кино — сотрудничество с режиссером Отаром Иоселиани в его дебютной картине «Апрель». Фильм о любви и нежности, почти без слов, построен на музыке и жестах. 12 эскизов и шесть листов раскадровки — вклад Лейлы Брюн в создание тонких образов. В своих рисунках она продолжает традиции классической живописи.
Кроме того, коллекция Музея кино пополнилась эскизами художника по костюмам заслуженного художника России Ганны Ганевской. Среди тех, с кем она работала на киностудии «Мосфильм», выдающиеся режиссеры Глеб Панфилов, Петр Тодоровский, Михаил Швейцер. Чувство стиля, духа времени, знание исторической эпохи отличают работы Ганны Владимировны. Образ героя всегда соответствует исторической правде. Но не только. Индивидуальность актера, общий стиль фильма, задумка режиссера имеют для художницы не меньшее значение. «Егор Булычев и другие» Сергея Соловьева и «Мать» Глеба Панфилова. Одна эпоха, произведения одного автора, Максима Горького, а какие разные эскизы!
«И в работе с современным материалом Ганевская проявляла поразительную выдумку в создании модных нарядов, зачастую предвосхищая веяния моды. Как в фильмах «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера и «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, — рассказывает главный хранитель фонда Музея кино Кристина Юрьева. — Придуманные ею платья и брючные костюмы буквально «сходили» с экрана в жизнь».
Летящий силуэт, рукава-крылья, тонкие шпильки — нежный, женственный образ сильной духом женщины, героини Людмилы Гурченко. «Она владеет «искусством одевать искусство», — так говорят о Ганне Ганевской кинематографисты.
Эскизы художника по костюмам Тамары Горшениной к 22 фильмам также недавнее приобретение Музея кино. Тамара Васильевна всю жизнь проработала на киностудии имени Горького. Исторические и сказочные костюмы — ее страсть. За создание образов героев «Волшебника изумрудного города» режиссера Павла Арсенова номинировалась на премию «Ника». Среди ее работ такие картины, как «Когда я стану великаном» Инны Туманян, «Усатый нянь» Владимира Грамматикова, «Ночевала тучка золотая» Суламбека Мамилова и другие.
«На больших картинах я всегда любила делать эскизы. И обидно, когда режиссер говорит, что это необязательно, — рассказывает Тамара Горшенина. — Я окончила Текстильный институт, факультет декоративно-прикладного искусства, и рисовать очень люблю».
В общении с юными актерами «Ералаша», где творит Тамара Васильевна сегодня, привлекает «мгновенная творческая работа», спонтанность, неожиданность, когда актер может появиться за десять минут до съемки и нужно придумать яркий, запоминающийся образ. Что всегда удается художнику Горшениной.
В настоящее время изобразительная коллекция Музея кино столь обширна, что можно с уверенностью сказать: здесь представлены все основные вехи истории отечественного кинематографа.
Благодарим Музей кино за предоставленные фотографии.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна