Эвтерпа в Доме Муз
Подошел к концу перекрестный Год культуры Великобритании и России.
Начался он в ГМИИ им. А.С. Пушкина с выставки графики британского живописца и гравера Уильяма Хогарта. Реализм этого художника XVIII столетия оказал влияние на многие последующие поколения живописцев. Манера отображения действительности, в основе которой внимательное наблюдение за жизнью и людьми, сделала Хогарта одним из первых документалистов своего времени. Его произведения можно сравнить с короткометражными фильмами, в которых и суета лондонских улиц, и забавные сценки в пабах или бурлящая жизнь на рынках Лондона.
Основную часть экспозиции, представленной в Пушкинском, составили работы из коллекции московского собирателя Николая Васильевича Баснина, переданные в музей в 1918 году по завещанию коллекционера. На ней были представлены графические серии Хогарта: «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Четыре времени суток», «До и После», «Модный брак», «Усердие и леность», а также иллюстрации к теоретическому трактату художника «Анализ красоты». Это не столько научный труд, сколько универсальное эстетическое пособие, объясняющее, что «Красота заключается в многообразии», по мнению Хогарта, каждому живописцу необходимо как можно чаще обращаться к природе и отображать события повседневной жизни.
Осенью в гостях у музея побывали рисунки Обри Бердслея и личные вещи Оскара Уайльда, сдобренные рядом лекций, посвященных творчеству этих ярких представителей английского дендизма конца XIX века.
Позже в музее прошла выставка, посвященная британскому дизайну XIX–XXI веков. На ней можно было узнать, что легло в основу идеи синтеза искусств, так широко употребляемой современными дизайнерами, а также увидеть кресло шотландца Чарльза Ренни Макинтоша, предметы сервировки Кристофера Дрессера, вазы, выполненные Захой Хадид.
Позже в музее прошла выставка, посвященная британскому дизайну XIX–XXI веков. На ней можно было узнать, что легло в основу идеи синтеза искусств, так широко употребляемой современными дизайнерами, а также увидеть кресло шотландца Чарльза Ренни Макинтоша, предметы сервировки Кристофера Дрессера, вазы, выполненные Захой Хадид.
Ссылки по теме
Под занавес Года Британии и России в музее провели литературно-поэтический вечер, на котором актеры, искусствоведы, переводчики и посетители читали стихи и прозу Уильяма Шекспира, Джефри Чосера, Оскара Уайльда и Томаса Элиота.
Именно эта, заключительная часть перекрестного Года культуры и легла в основу видеоролика ГМИИ им. А.С. Пушкина. В нем сотрудники музея всех рангов — от смотрительницы залов до директора Марины Лошак — читают по-английски стихи Джона Китса, а в конце ролика благодарят британских коллег и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.
В планах Марины Лошак продолжить литературные чтения в стенах музея, тем более что следующий год в России — Год литературы. В Пушкинском он начнется 1 февраля 2015 года с французской поэзии как завершающего аккорда к выставке рисунков французских мастеров из венского музея Альбертина.
В новом году ГМИИ будет знакомить своих гостей и с другими направлениями искусства. Так, музыка уже давно и прочно вошла в программу Декабрьских вечеров, затем к ней прибавилась традиция «Читать вместе» стихи и прозу, теперь настала очередь кинематографа. На вечерах классики мирового кино посетители музея смогут увидеть, как живопись великих художников повлияла на историю мирового киноискусства.
Благодарим ГМИИ им. А.С. Пушкина за предоставленные материалы.