Обыкновенная история
Спектакль

Обыкновенная история

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого

Год выхода:
2009
Страна производитель:
Россия
Жанр:
Драма
Длительность:
197 мин.
В ролях:
Сергей Бельский, Владимир Борисов, Зинаида Румянцева, Михаил Янко, Владимир Кравченко, Елена Подрез, Николай Чебыкин, Людмила Коновалова, Евгений Азманов, Лилия Бокова
Режиссёр:
Сергей Бобровский

Премьера спектакля «Обыкновенная история» по роману И. Гончарова состоялась 1 октября 2009 года.

Таких грандиозных проектов театр еще не осуществлял. Это одна из самых масштабных и дорогих постановок, когда-либо проходивших в театре после «Кабалы святош». Руководство театра уверено: зрители оценят и шикарные костюмы, и декорации спектакля, и игру актёров.

«История» окружена массой интригующих подробностей. Например, то, что художественным руководителем постановки стал патриарх классической русской сцены народный артист России Леонид Хейфец, в свое время мастер Бобровского в Щукинском училище. Это он учил его пониманию текста, чутью, взаимодействию с артистами, улавливанию тонких оттенков и расстановке верных акцентов. Над сценарием работали вместе с Михаилом Смоляницким, однокурсником, киносценаристом. Может, благодаря такому «киношному» включению постановка получилась динамичной и стремительной. Воплотить богатую сценарную фактуру на сцене помогал коллега по Новосибирскому театру «Глобус» художник-постановщик Евгений Лемешонок. Получилось простое, но эффективное сценическое решение: картины не сменяют одна другую, — и это существенно экономит время, — но при этом представление происходит сразу в нескольких плоскостях.

Само действие спектакля выплёскивается за рампу сцены и частично проходит среди публики. Под купол зрительного зала взмывает бумажный змей. На сцене патриархально-идиллическая картина дворянской помещичьей усадьбы имения Адуевых с сонмом полуспящей дворни сменяется каменным монолитом холодного столичного Петербурга XIX века с целой ратью бесчисленных казённых служащих разного ранга и сословия. Особого внимания заслуживают сцены азартного картёжного угара неистовых столичных чиновников, буйных литературных фантазий Александра Адуева с дикими североамериканскими индейцами, бесшабашного загула и кутежа молодого барина и последующего его мучительного лечения от запойного недуга, бесконечные и бесплодные ухаживания за молодыми барышнями и богатой вдовой Тафаевой, и, наконец, полное драматизма возвращение в родовое имение... По словам режиссёра, в условном пространстве дореволюционного Петербурга можно усмотреть универсальную человеческую цивилизацию: там слышны отголоски древнего Египта, Вавилона, Византии. Так получилось не случайно: речь в спектакле идет о развитии земной цивилизации в целом и о том, что сей путь, в общем-то, тупиковый. В этом процессе теряется душа.

«Обыкновенная история» — роман воспитания, повествующий о взрослении и разочаровании в собственных идеалах неискоренимого, как представляется вначале, провинциального романтика — Александра Адуева. По приезде в Петербург он поступает «под крыло» своего дяди — суховатого дельца Петра Адуева. Несмотря на попытки старшего Адуева урезонить его, романтические устремления младшего Адуева неизменно оставляют его с разбитым сердцем. Разочаровавшись в столичной жизни, Адуев возвращается в материнскую усадьбу, но после смерти матери опять едет в Петербург, чтобы жениться на богатой наследнице и сделать карьеру на государственном поприще.

В основе «Обыкновенной истории» лежат три темы. Первая из них — это романтика, вырастающая на основе паразитической жизни русского дворянства. Вторая тема посвящена буржуазии, деловой и деляческой в одно и то же время. И, наконец, третья тема касается женщины, страдающей в золоченой клетке буржуазного комфорта.

Адуев-младший и Адуев-старший воплощают для Гончарова две стороны России — полуазиатскую провинцию и европеизированную столицу. Пропасть между ними становится наиболее очевидной в середине романа, когда Адуев-младший занимает положение типичного «лишнего человека». Примирить эти две крайности без особого успеха пытается супруга Адуева-старшего.

Зачем Александр Адуев уехал из деревни? Наслаждаться жизнью в Петербурге? За «Карьерой и Фортуной»? Он последовал за своим «неодолимым стремлением, жаждой благородной деятельности». Так случилось, что он уехал, чтобы стать несчастным человеком...

Спектакль «Обыкновенная история» отражает сегодняшний день, он крайне важен в момент пика мирового духовного кризиса. Каждый старательно ищет верный путь. Но часто повторяется история, когда поначалу открытые и чистые выбирают неверную дорогу. Цивилизация оказалась губительной и страшной для души человека. Путь разума, знаний — это не путь любви. А только ею, по сути, и может быть жив человек. Очень обыкновенная история!

Смотрите также

«Клятвенные девы»
Драма
2017
81 мин
«Старший сын»
Московский драматический театр «Сфера»
Комедия
2017
89 мин
«Папа, мама, я и Сталин»
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского
Драма
2017
76 мин