12+

Ромео и Джульетта

1976
138 мин
СССР
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя

Композитор Сергей Прокофьев закончил клавир тремя годами ранее 1938 года, когда дирекция Кировского театра предложила его вниманию балетмейстера Леонида Лавровского.

Леонид Михайлович вспоминал, что это вызвало в нем большое волнение. Созвучны были и процитированные им слова Виктора Гюго: «Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина».

О своей работе Л. Лавровский писал так: «В создании хореографического образа спектакля я шёл от идеи противопоставления мира средневековья миру Возрождения, столкновения двух систем мышления, культуры, миропонимания. Это и определило архитектонику и композицию спектакля. Необходимо было поставить перед композитором вопрос о ряде изменений в музыкальной структуре балета и переделать либретто. В результате большой совместной работы появилась музыкально-драматургическая канва спектакля… Танцы Меркуцио в спектакле были построены на элементах народного танца — это так соответствовало его натуре жизнелюбца, весельчака и завсегдатая народных празднеств. Для танца на балу у Капулетти я воспользовался описанием подлинного английского танца XVI века, так называемого «Танца с подушками»… Решение финала спектакля стало таким: Ромео спешит на кладбище к мёртвой Джульетте не для прощания, а для встречи с ней. Одной из самых больших трудностей оказалось соединение картин балета. Возникало серьёзное опасение распада спектакля на ряд эпизодов и картин. Они были соединены лишь музыкальными антрактами, не создающими единства драматургии, но которые в процессе постановки были использованы как связующее звено танцевальных интермедий между отдельными картинами».

По словам балетного критика Б.А. Львова-Анохина, готовясь к постановке спектакля, Лавровский изучал произведения мастеров раннего итальянского Возрождения в Эрмитаже. Читая средневековые романы, он нашёл материал по танцам эпохи. Так и родился знаменитый «Танец с подушками».

Однажды Л. Лавровский дал одному из эпизодов следующий комментарий: «В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас, кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция «пошла», когда артистам удалось увидеть сцену «глазами Прокофьева», они поняли, что композитору важно было обрисовать не «утро» и не «жаворонка», а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки».

Б.А. Львов-Анохин отмечал: «Дуэты, сцены, объяснения Ромео и Джульетты проходят уединенно, вдали от чужого и враждебного мира. Даже в картине бала опускается занавес, который словно отрезает влюблённых от окружающей среды, они остаются одни. Из всех богатейших средств выразительности балета Лавровский выбрал приёмы, наиболее близкие к законам естественной выразительности, соединив танец с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей».

Спектакль Лавровского оказался поистине эпохальным. Роль Джульетты стала неотделимой от имени первой исполнительницы — Галины Улановой.

Однако и последующие поколения артистов жаждали создать образы веронских любовников в спектакле Лавровского, породившего множество клонов на Западе.

Для Наталии Бессмертновой роль Джульетты стала этапной. Балерина обладала ярчайшей индивидуальностью романтической танцовщицы. Линии ее фигуры удлиненные и гибкие, пластика изысканна, руки изящны и выразительны, а танец, технически безупречный, легок и воздушен, богат пластическими нюансами. В нем артистка абсолютно органична, а потому порой кажется, что это импровизация. Редкая способность Бессмертновой к пластическому выражению внутреннего мира персонажа, полное слияние со своей героиней, позволили показать сценическую трансформацию образа от безмятежной Джульетты-девочки до трагически сломленной женщины, которую лишили святого чувства — любить и быть любимой.

В галерее образов, созданных Михаилом Лавровским, образ Ромео — один из самых ярких и памятных. По словам Ю.Н. Григоровича, Михаил Лавровский «был настоящим лидером своего артистического поколения, личностью, много определявшей в 1960-е годы в самом исполнительском стиле Большого театра». Артисту свойственно полное растворение в творческой задаче. Его темпераментный, очень эмоциональный танец излучал мужскую силу и при всей страстности отличался рыцарским благородством. Таким и был его пылкий Ромео, не представляющий жизни без любимой.

Также в балете задействованы и другие известные артисты Большого театра: Юрий Папко — в роли Меркуцио, в роли Тибальда — Владимир Левашов. Партию Бенволио исполняет Алексей Закалинский, Владимир Романенко танцует партию Париса.

Режиссер: Леонид Лавровский
В ролях: Юрий Папко, Наталия Бессмертнова, Михаил Лавровский, Владимир Левашов и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна