16+

Дядюшкин сон

Драма
2011
100 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Эта повесть Достоевского чрезвычайно востребована театром. Сценические версии «Дядюшкиного сна» в разные годы шли и сейчас идут на разных площадках. Но случай пермского «Дядюшкиного сна» несколько особый. У спектакля коллективный автор: Борис Мильграм, Филипп Григорьян и Эдуард Бояков придумали странный, сюрреалистический мир и воплотили его в своем спектакле-фантазии на сцене «Театра-театра». Оригинальную инсценировку классического текста сделал Бояков, которого мы знаем в основном как театрального продюсера (в недавнем прошлом — руководителя пермского театра-лаборатории «Сцена-Молот»). Молодой режиссер Филипп Григорьян тут выступил как художник, вернее, придумал, как будет выглядеть и по каким внешним законам жить удивительный мирок города Мордасова. А худрук «Театра-театра» Борис Мильграм работал с актерами, переплавлял идеи-эскизы в спектакль.

«В этом произведении Достоевского есть два пространства — пространство людей и пространство сновидений. Пространство сновидений — это среда, в которой все происходит, среда, в которой поселены какие-то персонажи и даже сам дядюшка».
Борис Мильграм, режиссер спектакля

Критики единодушны в признании: «Дядюшкин сон» в «Театре-театре» — прежде всего удивительное зрелище. Действие разворачивается в ангаре с бетонными сводами, кругом трубы, какие-то вентили, а пол покрыт песком. Постиндустриальный пейзаж, который трудно связать в сознании с реалиями провинциального городка из русской литературы XIX века…

«Внешний вид персонажей вобрал в себя опыт 150 лет и соединил эпоху Достоевского с современностью. Столь же актуально и слово, сказанное еще в середине XIX века. Чтобы прозаический текст (а «Дядюшкин сон» — это повесть) выгодно прозвучал со сцены, в дело вступает драматург. Инсценировку писали Борис Мильграм и Эдуард Бояков. Классический текст полностью сохранен, но спектакль стал полем для экспериментов» .
Алла Гурина, корреспондент ГТРК «Пермь»

Первую даму Мордасова сыграла Анна Сырчикова, а ее дочь — Ирина Максимкина. Здесь каждый из актеров (в Пермском театре интересная, сильная труппа) существует в своем стиле. Отстраненно и холодно чеканит слова Зина (Ирина Максимкина), кривляется и ломается Мерзляков (Михаил Орлов), темпераментно, изобретательно (и с психологическим обоснованием) ведет роль провинциального Наполеона в юбке Анна Сырчикова. А князя играет на пермской сцене Михаил Чуднов — человек отнюдь не пожилой, один из основных актеров театра (Эгль в мюзикле «Алые паруса», Стива Облонский в «Анне Карениной»).

В спектакле Мильграма — Григорьяна — Боякова есть персонаж, которого условно можно считать ведущим, распорядителем: это Мозгляков (Михаил Орлов). Он дает всему действу старт (включает на сцене свет и вешает табличку «Мордасов») и он же его завершает (переворачивает табличку, и мы видим перечеркнутое название города: так по дорожным указателям мы понимаем, что выехали из пункта А). Он же больше других читает в течение спектакля текст от автора. Именно Мозгляков доставил в дом Москалевой богатого дядюшку-князя. Кажется, временами и сон этот тоже не столько дядюшкин, сколько его.

«В этом пустынном, безжизненном, почти безвоздушном пространстве начинается загадочная пантомима: девочка, похожая на советскую школьницу на уроке физкультуры, прыгает по бесконечному кругу, какие-то фантасмагорически одетые дамы бродят на каблуках по скрипучему песку, семенит сгорбленная старушка, замотанная в платок. В конце концов понимаешь, что бессловесное действо изображает предысторию событий: любовь дочери Москалевой Зины и молодого учителя Васи».
Евгения Тропп, автор «Петербургского театрального журнала»

Психоделика, к которой прибегают авторы спектакля-сна, не всем покажется уместной формой воплощения повести Достоевского, и отзывы критиков уже обозначили наличие дискуссии по поводу нестандартного спектакля. «Речь не о том, что персонажи разные, это понятно, способы их воплощения — разные, как из разных спектаклей, — размышляет Евгения Тропп. — Неожиданно ближе к финалу режиссер круто меняет жанр, возникает настоящая драма, начинается совсем отдельный спектакль». Еще более категорична в своей оценке пермский журналист Анна Вотинцева: «Полный отказ от писательского замысла в подаче литературного произведения привел к утере авторского взгляда на человека и мир». Кого-то спектакль поразил, кого-то удивил, а кого-то и спровоцировал на спор — не каждая премьера вызывает такую живую и бурную реакцию. «Дядюшкин сон» был поставлен в Перми в 2010 году, когда этот уральский город был охвачен веяниями «культурной революции», и «Театр-театр» стал тогда одной из основных площадок уникального пермского эксперимента. В любом случае стоит оценить безумство храбрых, решившихся поделиться своим радикальным видением хрестоматийного произведения.

Режиссеры: Борис Мильграм, Филипп Григорьян, Эдуард Бояков
В ролях: Анна Сырчикова, Ирина Максимкина, Михаил Орлов, Михаил Чуднов, Иван Горбунов, Светлана Чуднова, Татьяна Синева, Сергей Семериков, Юлия Захаркина, Алексей Лукашов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна