16+

Визит

Драма
2012
163 мин
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Премьера спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта, написанной им в 1956 году и переведенной на русский язык два года спустя как «Визит старой дамы», состоялась в Нижегородском ТЮЗе 23 марта 2013 года. Название спектакля, словно отзываясь на настроение эпохи, стало коротким и жестким — «Визит».

Когда-то сам Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачная форма для освещения конфликтов современности есть трагикомедия. Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, они разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. «Гротеск — одна из широких возможностей быть точным», — говорил он. Не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Режиссер спектакля Виктор Шрайман точно чувствует гротескность ситуации в пьесе и дает ей развернуться на сцене последовательно, почти повествовательно, добивается согласованности в важных компонентах спектакля. Сам город оказывается не фоном, не контекстом, а некой, поначалу бесформенной, но вполне реагирующей на происходящее сущностью — расползающейся и неопрятной, но пригодной к состраданию. По мере развития событий город-сущность обретает форму, меняет ветхое тряпье на отглаженный костюм и вполне трезво и осознанно выполняет предложенные старой дамой условия: меняет жизнь горожанина — ее бывшего любовника —на инвестиции в городе, обмен-убийство с сознанием выполняемого долга берут на себя его недавние друзья и соседи. Прекрасно и слаженно работает актерский ансамбль на сцене — явление нечастое в наше время.

В сценографии Владимира Ширина при минимуме постановочных средств пространство сцены «дышит» отблесками заштатного, умирающего городка. Зато пара простых механизмов находится в постоянном движении — мускулатура тоже работает. В итоге вполне ощутимыми, понятными, особенно во втором действии, становятся для зрителей невероятные события в маленьком европейском городке. Кто-то из его жителей поначалу бросается спасать Илла, сочувствуют ему, да сдаются в конце концов все.

Все предают рядового горожанина и гражданина Альфреда Илла. Превращение горожан в фалангу злобных и агрессивных обывателей, явно и отчетливо прочерченное в спектакле, вносит в него жесткую драматическую ноту, перечеркивая многие смешные дюрренматтовские акценты. «Переоформление» горожан в агрессивную стаю происходит по знакомой фашистской методике. Но для сидящих в зале сегодня куда страшнее не Молох тоталитаризма, а Молох всепобеждающего культа денег. От последнего не укрыться и не вылечиться.

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в., куда приезжает миллиардерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер. Обитатели нынешнего, весьма обветшавшего Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары и на то, что, расчувствовавшись, она пожертвует деньги на содержание города и его жителей. Будить в гостье тоску по былым временам горожане поручают шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман. И Клара соглашается. Они с Иллом обходят места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес, где они целовались и любили друг друга… Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия. Город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена  христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара готова подождать. А пока город развлекается чередой ее свадеб и разводов, по поводу которых устраиваются широкие пиры.

Однажды Клара признается, что до сих пор любит Илла, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, в свое имение, и поместить в мавзолей. Тем же вечером, после общего собрания, мужчины убивают Илла, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти. Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Режиссер: Виктор Шрайман
В ролях: Ираида Троицкая, Артём Потапов, Александр Айрапетов, Вячеслав Шаповалов, Александр Шмелёв, Владимир Берегов, Диана Шрайман, Анна Сильчук, Никита Чеботарёв, Александр Айрапетов, Евгений Калабанов, Леонид Ремнёв, Евгений Калабанов, Анатолий Чухнов

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна