16+

Месяц в деревне

Драма
1973
171 мин
СССР
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Премьера спектакля «Месяц в деревне» состоялась 1 января 1969 года.

Режиссер спектакля — Екатерина Еланская. Она дочь известной мхатовской семьи двадцатых годов, Ильи Яковлевича Судакова и Клавдии Николаевны Еланской. Илья Яковлевич пришел во МХАТ в 1924 году и под художественным руководством К.С. Станиславского совместно с В.И. Немировичем-Данченко, а также самостоятельно осуществил ряд постановок, в том числе и такие знаковые, как «Дни Турбиных» Михаила Булгакова и «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова. Он немало способствовал утверждению на сцене Художественного театра современной драматургии, лично работал с авторами. Как актер Судаков в этот период в основном заменял других актеров в тех спектаклях, в которых был сопостановщиком. Потом он с успехом служил еще в нескольких московских театрах. Дважды лауреат Сталинской премии, орденоносец. Клавдия Николаевна Еланская также пришла во МХАТ в 1924 году и очень быстро стала ведущей актрисой театра. Тогда вся Москва знала, кто звезда Московского Художественного театра. Конкуренцию ей могла составить только Алла Тарасова. Немирович-Данченко говорил, что в театр нужно принимать только таких ярких, неординарных личностей, как Еланская. Конечно, их дочь, Екатерина Ильинична, воспитанная в лучших традициях классической драматургии и театра, окончила Школу-студию МХАТа, работала как актриса в Малом театре, потом в Театре им. Маяковского. Училась в ГИТИСе, окончила аспирантуру у Марии Осиповны Кнебель. Но уже в шестидесятые годы она пробует себя как режиссер, в Литературно-драматическом театре ВТО ставит с артистами из разных московских театров спектакль «Берег» по Ю. Бондареву. А далее «Месяц в деревне» в Театре им. М.Н. Ермоловой. Одно время ее педагог, Мария Осиповна Кнебель, была творчески связана с этим театром, и, видимо, это тоже послужило причиной появления Еланской-режиссера именно там.

В 1981 году Еланская создала московский театр «Сфера», задуманный ею как экспериментальный и поэтический.

Иван Сергеевич Тургенев закончил известный нам вариант пьесы «Месяц в деревне» в 1850 году. Пьеса дважды меняла название (прежние — «Студент», «Две женщины»). Опубликована она была только в 1855 году.

Как драматическое произведение пьеса всеми газетами была названа «скучной», или даже «скучнейшей» и «несценичной», хотя в то же время признавались ее высокие литературные достоинства. «Месяц в деревне» нельзя даже назвать комедией — это просто диалогированная повесть; отсутствие драматической жилки бросается здесь в глаза на каждом шагу, так же как и блестящие достоинства романиста-художника». В то же время отмечалось, что своеобразие комедии Тургенева требует от актеров новых приемов игры. «Здесь все зависит от актера. Не доиграй актер или переиграй — пиши пропало». «Это замечательно тонкий психологический этюд, требующий от актеров большого художественного чутья и известного художественного уровня».

Из письма И.С. Тургенева от 11 января 1879 года: «Вчера вечером пришла ко мне телеграмма от Марии Савиной (актрисы), в которой она меня просит разрешить ей необходимые урезки из моей комедии… Не понимаю я, с какой стати ей пришла в голову мысль взять эту невозможную в театральном смысле пьесу. Я ей, конечно, ответил, что разрешаю какие угодно вырезы и урезы». Видимо, здесь идет речь о постановке пьесы в Александринском театре, которая состоялась в этот же год. Верочку играла Мария Савина.

Несмотря на то что сам Иван Сергеевич с недоверием относился к драматическим достоинствам своего произведения, пьеса имела прекрасную сценическую историю. Она шла во всех ведущих театрах России того времени, в ней блистали такие актрисы, как Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, Мария Савина. Неоднократно «Месяц в деревне» ставили в США, Англии, Франции, Германии и других странах мира. На российской послереволюционной и советской сцене пьеса также довольно часто вставала в репертуар театров разных городов. Случались и сценические шедевры, как, например, спектакль Анатолия Васильевича Эфроса в Драматическом театре на Малой Бронной (1977), спектакль Сергея Женовача в Московском театре «Мастерский П. Фоменко» (1996). Спектакль «Две женщины» Владимира Мирзоева в «Ленкоме» (1998) тоже был замечен и критиками, и зрителями. Кстати, второй раз за свою историю театр обратился к пьесе Тургенева. Первый раз — в 1944 году, спектакль был поставлен на Софью Гиацинтову.

Пьеса включена современными исследователями театра в список произведений ХIХ века, составивших золотой фонд русской драматургии наряду с такими шедеврами, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Бесприданница» А.Н. Островского, «Чайка» А.П. Чехова и «На дне» М. Горького.

Что же так привлекает в этой пьесе? В научно-исследовательской литературе сложилось мнение, что событийным центром произведения является соперничество двух женщин. Литературовед Лев Гроссман указал на сходство «Месяца в деревне» и пьесы Бальзака «Мачеха», в которой французский автор повествует о борьбе падчерицы и мачехи за любовь молодого человека («Театр Тургенева», 1924 год). Лидия Михайловна Лотман расширила список произведений, предположительно повлиявших опосредованно или прямо на формирование замысла Тургенева показать соперничество женщин в качестве главной движущей силы драматического конфликта. Исследовательница называет пьесу О. Арну и Н. Фурнье «Преступление, или Восемь лет старше» (например, ее показывали в Малом театре 11 сентября в сезон 1840–1841  годов), в которой тоже речь идет о борьбе зрелой женщины и юной девушки за право завоевать мужское сердце. При этом, конечно, обращается внимание на то, что Тургенев в «Месяце в деревне» сумел преодолеть мелодраматические штампы, свойственные пьесам-предшественницам. Но главенство интереса русского писателя к теме женского соперничества в любви не оспаривается.

Как пишет театровед Екатерина Сальникова: «Разомкнутому миру соответствует разомкнутый, без конца и края, конфликт. А бездонность конфликта замешана еще и на иррациональном ощущении, что жизнь вообще не бывает иной, что конфликт из жизни невозможно изъять ни на мгновение. И даже нечего к этому стремиться. Стоицизм тут сливается со скепсисом, мудрость — с безверием».

В центр трагических коллизий бытия в пьесе «Месяц в деревне» поставлена женщина. Впервые в русской драматургии женский образ занял главенствующее место в системе персонажей пьесы, впервые мир женской души в литературе для сцены стал предметом глубокого художественного исследования. «И уже эта одна подробность приобретает особое значение для того, что дал Тургенев русскому театру», — отмечает Борис Васильевич Варнеке (русский филолог-классик, историк театра).

В спектакле Театра им. М.Н. Ермоловой заняты актеры, которые в полной мере позволили воплотить на сцене все сложные контрапункты пьесы. Итак, зрителей ждет встреча с Александром Калягиным, Евгенией Ураловой, Ларисой Гребенщиковой, Екатериной Васильевой, Борисом Быстровым, Львом Круглым и другими.

Режиссеры: Екатерина Еланская, Галина Холопова
Писатель: Иван Тургенев
В ролях: Александр Калягин, Евгения Уралова, Никита Круглый-Энке, Лариса Гребенщикова, Эдда Урусова, Екатерина Васильева, Борис Быстров, Николай Бриллинг, Лев Круглый, Юрий Медведев, Валентина Иванова, Владимир Петченко, Виктор Лакирев

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна