Кабаре (США)
Классика зарубежного кино

Кабаре (США)

Год выхода:
1972
Жанр:
Мюзикл
Длительность:
124 мин.
В ролях:
Лайза Миннелли, Майкл Йорк, Хельмут Грим, Джоэл Грей, Фриц Веппер, Мариза Беренсон, Элизабет Нойман-Виртель, Хелен Вита, Сигрид фон Рихтхофен, Герд Весперманн
Режиссёр:
Боб Фосси

Певица Салли Боулз (Лайза Минелли), яркая американка без комплексов, выступает в ночном клубе в Берлине. Дело происходит в самом начале 1930-х, нацисты еще не пришли к власти, но свастика уже мелькает на рубашках молодых людей, приходящих в кабаре. В пансионе, где снимает комнату Салли, поселяется Брайан, студент из Кембриджа, начинающий писатель и философ. Между соседями возникают теплые дружеские чувства, а потом и близкие отношения. Брайан зарабатывает уроками английского, среди его учеников – еврейка Наталья и протестант Фриц, влюбленные друг в друга. Салли привлекает внимание богатого плейбоя Макса: он делает певичке дорогие подарки и приглашает вместе с Брайаном в свое поместье. Роман «на троих» быстро заканчивается, Макс уезжает за границу, да и Брайану тоже пора возвращаться в Англию. Он зовет Салли с собой, предлагая пожениться. Но сроднившаяся со своим прежним образом жизни артистка решает остаться в кабаре, обитатели которого, похоже, лучше других понимают ее преданность этому неблагодарному жанру.

Еще в середине 1960-х на Бродвее был поставлен мюзикл Джона Кэндера и Фреда Эбба «Кабаре». Но постановщик фильма, выдающийся хореограф Боб Фосс, работая над сценарием, опирался не столько на сюжет мюзикла, сколько на первоисточник – сборник рассказов Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин». В этой книге писатель делился впечатлениями о берлинской жизни до Гитлера. Бобу Фоссу, как вспоминают участники киногруппы, была крайне важна аутентичность. Режиссер настоял на том, чтобы фильм снимался в Германии, с местными актерами на вторых ролях; показывал декораторам и оператору в качестве примера картины немецких экспрессионистов, а для создания нужной атмосферы на площадке заводил песни в исполнении Марлен Дитрих. Один из клубных номеров Лайзы Минелли почти прямо цитировал сцену из «Голубого ангела» – легендарной ленты 1929 года, где Дитрих играла Лолу, певицу кабаре. Музыкальный материал бродвейского спектакля вошел в картину лишь частично, были добавлены и не звучавшие в театре композиции. Одна из песен, иллюстрирующая пугающее наступление нацистской идеологии, Tomorrow belongs to me, вопреки традициям мюзикла, и вовсе исполнялась не в условном сценическом пространстве, а на натуре, на открытом воздухе. Подобные эпизоды лишь подчеркивали реалистичность фильма по сравнению с бродвейской версией.

С подмостков на экран перешел Джоэл Грей – исполнитель роли церемонимейстера, старшего коллеги Салли в кабаре. Артист, с которым Лайза Минелли спела незабываемый дуэт Money, удостоился и высшей театральной награды «Тони», и «Оскара». Лайза Минелли за свою Салли также получила статуэтку Американской киноакадемии. В те годы актриса находилась на взлете славной карьеры в шоу-бизнесе и, говорят, готовилась к роли с помощью отца, известного постановщика голливудских мюзиклов Винсента Минелли. Интересно, что писатель Кристофер Ишервуд, в целом довольный фильмом, считал Лайзу слишком талантливой для образа из «Кабаре»: автор первоисточника признавался, что его берлинская героиня была хроническая неудачница.

Всего фильм Боба Фосса получил восемь «Оскаров» – почти по всем основным номинациям, исключая разве что «Лучший фильм», где проиграл «Крестному отцу».

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин