Кабаре (США)
Певица Салли Боулз (Лайза Минелли), яркая американка без комплексов, выступает в ночном клубе в Берлине. Дело происходит в самом начале 1930-х, нацисты еще не пришли к власти, но свастика уже мелькает на рубашках молодых людей, приходящих в кабаре. В пансионе, где снимает комнату Салли, поселяется Брайан, студент из Кембриджа, начинающий писатель и философ. Между соседями возникают теплые дружеские чувства, а потом и близкие отношения. Брайан зарабатывает уроками английского, среди его учеников — еврейка Наталья и протестант Фриц, влюбленные друг в друга. Салли привлекает внимание богатого плейбоя Макса: он делает певичке дорогие подарки и приглашает вместе с Брайаном в свое поместье. Роман «на троих» быстро заканчивается, Макс уезжает за границу, да и Брайану тоже пора возвращаться в Англию. Он зовет Салли с собой, предлагая пожениться. Но сроднившаяся со своим прежним образом жизни артистка решает остаться в кабаре, обитатели которого, похоже, лучше других понимают ее преданность этому неблагодарному жанру.
Еще в середине 1960-х на Бродвее был поставлен мюзикл Джона Кэндера и Фреда Эбба «Кабаре». Но постановщик фильма, выдающийся хореограф Боб Фосс, работая над сценарием, опирался не столько на сюжет мюзикла, сколько на первоисточник — сборник рассказов Кристофера Ишервуда «Прощай, Берлин». В этой книге писатель делился впечатлениями о берлинской жизни до Гитлера. Бобу Фоссу, как вспоминают участники киногруппы, была крайне важна аутентичность. Режиссер настоял на том, чтобы фильм снимался в Германии, с местными актерами на вторых ролях; показывал декораторам и оператору в качестве примера картины немецких экспрессионистов, а для создания нужной атмосферы на площадке заводил песни в исполнении Марлен Дитрих. Один из клубных номеров Лайзы Минелли почти прямо цитировал сцену из «Голубого ангела» — легендарной ленты 1929 года, где Дитрих играла Лолу, певицу кабаре. Музыкальный материал бродвейского спектакля вошел в картину лишь частично, были добавлены и не звучавшие в театре композиции. Одна из песен, иллюстрирующая пугающее наступление нацистской идеологии, Tomorrow belongs to me, вопреки традициям мюзикла, и вовсе исполнялась не в условном сценическом пространстве, а на натуре, на открытом воздухе. Подобные эпизоды лишь подчеркивали реалистичность фильма по сравнению с бродвейской версией.
С подмостков на экран перешел Джоэл Грей — исполнитель роли церемонимейстера, старшего коллеги Салли в кабаре. Артист, с которым Лайза Минелли спела незабываемый дуэт Money, удостоился и высшей театральной награды «Тони», и «Оскара». Лайза Минелли за свою Салли также получила статуэтку Американской киноакадемии. В те годы актриса находилась на взлете славной карьеры в шоу-бизнесе и, говорят, готовилась к роли с помощью отца, известного постановщика голливудских мюзиклов Винсента Минелли. Интересно, что писатель Кристофер Ишервуд, в целом довольный фильмом, считал Лайзу слишком талантливой для образа из «Кабаре»: автор первоисточника признавался, что его берлинская героиня была хроническая неудачница.
Всего фильм Боба Фосса получил восемь «Оскаров» — почти по всем основным номинациям, исключая разве что «Лучший фильм», где проиграл «Крестному отцу».