Скромное обаяние буржуазии
Классика зарубежного кино

Скромное обаяние буржуазии

Год выхода:
1972
Страна производитель:
Франция
Длительность:
102 мин.
В ролях:
Фернандо Рей
,
Поль Франкёр
,
Дельфина Сейриг
,
Бюль Ожье
,
Стефан Одран
,
Жан-Пьер Кассель
,
Жюльен Берто
,
Милена Вукотич
,
Мария Габриэлла Майон
,
Клод Пьеплю
Режиссёр:
Луис Бунюэль

Шестеро респектабельных буржуа пытаются пообедать – посол вымышленной южно-американской республики, французские чиновники, подторговывающие наркотиками, и их жены. Кажется, ничто не может помешать трапезе, но почему-то обед постоянно срывается. То выясняется, что хозяин совсем не ждал гостей в этот день, то всю компанию вдруг арестовывают, то прямо в столовой размещается военный гарнизон. Персонажи фильма не отчаиваются и предпринимают все новые попытки утолить голод, однако непредвиденные обстоятельства неумолимо возникают на пути руки к тарелке.

Абсурдистская комедия Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» интересна прежде всего тем, что «сны», внутри которых живут герои, выглядят совсем обыденно – в отличие от более ранних картин Бунюэля. «Андалузский пес» был похож на ночной бред наркомана. «Ангел-истребитель» казался более реалистичным, но слишком много мистики было в самой ситуации, когда представители буржуазии почему-то не могут выйти из особняка, куда они приехали повеселиться. «Скромное обаяние…», напротив, в каждом эпизоде выглядит предельно естественно. Все, что происходит с героями, пытающимися пообедать, при определенных условиях могло бы случиться. Полиция может задержать коррумпированных чиновников, а члены экстремистской организации могут на них напасть. Возможна ситуация, когда состоятельные люди сядут обедать, но вдруг обнаружат, что стол стоит на сцене театра, занавес раздвигается, а в зале сидят зрители. Казус, о котором потом можно, смеясь, рассказать знакомым.

Ощущение абсурда возникает потому, что все эти сцены соединены друг с другом, а главные герои никак не пообедают, хотя очень голодны. Очередной неприятный сюрприз они пытаются встретить, сохраняя достоинство и серьезность. Почему они оказались замкнуты в дурной гастрономической бесконечности, объяснения не дается. Может быть, это сон, а может – ад, в котором люди, привыкшие получать от жизни «лакомства», не могут утолить свой голод никогда. Последняя аллегория вполне допустима: Бунюэль, при всей своей демонстративной антиклерикальности, часто использует христианские мотивы, сюжеты и проблематику в своих произведениях. Некоторые исследователи считают, что происходящее в фильме – свидетельство того, что жизнь и сон, в принципе, не отличаются друг от друга, поэтому и произойти всегда может что угодно.

Более или менее определенно можно лишь сказать, что фильм об обаянии буржуазии категорически антибуржуазен, как и все творчество Луиса Бунюэля. Героями, одетыми в дорогие костюмы и представляющими социальную элиту, движут инстинкты и страсти. Герои неумны, трусливы, недоверчивы, похотливы и раздражительны. Их обаяние действительно «скромное». Однако их так жалко, что постепенно зритель проникается симпатией, а Луис Бунюэль (ему было 72 года, когда вышел фильм) относится к своим героям снисходительно и шутливо – как к смешным персонажам однажды приснившегося анекдота.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Нетерпимость
Драма
1916
210 мин
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.