0+

Расёмон

Драма
1950
88 мин
Япония
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

«Я не против лжи, если это интересная ложь», — говорит персонаж фильма, в котором лгут все и каждый, даже мертвецы.

Япония, XI век. Монах, дровосек и случайный прохожий спасаются от дождя и грозы в развалинах ворот Расёмон. Чтобы скоротать время, путники обсуждают происшествие: убит самурай, его жена изнасилована. Один за другим участники трагедии рассказывают свои версии произошедшего: лесной разбойник (обвиняемый в преступлении), жена самурая, сам самурай (колдунья-предсказательница вызывает его дух). Есть своя версия и у дровосека, который видел, что произошло на самом деле, но умолчал о деталях. Ему тоже есть что скрывать и утаивать.

Фильм был снят по мотивам рассказов «В чаще» и «Ворота Расёмон» Рюноскэ Акутагавы. Куросава не просто рассказал один и тот же сюжет с точки зрения разных персонажей, но и показал, насколько иллюзорно кинематографическое правдоподобие. События кажутся правдивыми, потому что мы видим их как бы своими глазами (некоторые сцены сняты «ручной камерой», в документальном стиле). Но по мере того, как излагается каждая новая версия, зритель всё меньше доверяет увиденному и начинает сомневаться, узнает ли он вообще правду о совершенном преступлении.

В финале нам всё же откроют подлинную историю случившегося — когда постоянно идущий дождь (добиваясь особой выразительности, Куросава подкрашивал воду чернилами) прекратится и выглянет солнце. Дровосек же опровергнет циничные замечания прохожего о человеческой порочности — взяв к себе домой младенца-найденыша, хотя у него уже есть шестеро детей («что шестерых кормить, что семерых — все равно каторга»). Однако общий тон картины печален: истина непостоянна и зыбка, а люди столь лицемерны, что даже после смерти не отказываются от эгоистических помыслов и лживых оправданий.

«Расёмон» был создан через несколько лет после выхода «Гражданина Кейна», из-за чего некоторые критики сочли, будто метод построения сценария (рассказ об одних и тех же событиях с разных точек зрения) был заимствован Куросавой у Орсона Уэллса. Однако Куросава посмотрел «Гражданина Кейна» лишь через несколько лет после выхода «Расёмона», поэтому подозрения эти едва ли обоснованы.

Фильм получил широкое признание, сделав Акиру Куросаву известным за пределами Японии и укрепив популярность актера Тосиро Мифунэ, сыгравшего эксцентричного разбойника Тодзамару. Картина получила два приза Венецианского кинофестиваля («Золотой лев» и Приз итальянских кинокритиков) и почетного «Оскара» за лучший фильм на иностранном языке

 

В ролях: Тосиро Мифунэ, Матико Кё, Масаюки Мори, Такаси Симура, Минору Чиаки, Китидзиро Уэда, Норико Хонма, Дайскэ Като
Режиссер: Акира Куросава
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна