Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • 1963
  • Сказка, Сказки и мультфильмы
  • Александр Роу
  • 75 мин
  • 1967
  • Сказка
  • Александр Роу
  • 86 мин
  • 1976
  • Мелодрама, Драма
  • Динара Асанова
  • 93 мин

Затмение

1962 | Италия, Франция | Драма | 125 мин.
В ролях: Моника Витти, Ален Делон, Франсиско Рабаль, Луи Сенье, Лилла Бриньоне, Розанна Рори, Мирелла Риччарди, Сайрус Элиас
Режисcёр: Микеланджело Антониони

Министерство культуры России рекомендует данное произведение к просмотру любым легальным способом: путем приобретения лицензионных записей, посещением кинотеатров и кинофестивалей, с использованием интернет-кинотеатров.

2167

Черно-белая экзистенциальная драма «Затмение» стала третьей частью так называемой «трилогии отчуждения» Микеланджело Антониони после «Приключения» и «Ночи». Все фильмы этого итальянского режиссера можно назвать завораживающими, но «Затмение» – лента поистине гипнотическая, наиболее отчетливо отражающая состояние душевной пустоты, неприкаянности и обреченности на одиночество.


Действие картины разворачивается неспешно. Виттория (Моника Витти), как щепка, плывет по течению. Она переживает тяжелый роман с Рикардо (Франсиско Рабаль), расстается с ним, общается с матерью, переодевается в экзотическую африканскую одежду, летит с подругой в Верону. Основное чувство, владеющее Витторией и всеми, кто ее окружает, – опустошенность. Впрочем, в этом фильме вообще никто ничего не чувствует, всем безмерно скучно и одиноко.


Девушка знакомится с биржевым маклером Пьеро (Ален Делон), воплощением ледяной красоты. Они гуляют, говорят о любви, проводят вместе ночь, но двое не становятся парой, что-то не склеивается. Договорившись встретиться на следующий день в восемь вечера на «обычном месте», никто из них не приходит на свидание. Затмение чувств.


В «Затмении» важен не сюжет (один из авторов сценария Тонино Гуэрра), а множество деталей, из которых мастер соткал свой психологический шедевр. Антониони попытался кинематографическими средствами проиллюстрировать идеи модного тогда экзистенциализма с его критикой буржуазной респектабельности. Герои Антониони – обеспеченные, молодые, красивые люди, у которых есть все, чтобы быть счастливыми, но внутренняя омертвелость не позволяет им наслаждаться своими прекрасными яхтами и дорогими автомобилями, разрушает их семьи, истощает чувства, оставляя лишь холод отчуждения и безысходности в послевкусии.


Событийность в фильме Антониони уходит на второй план, а в какой-то момент и вовсе исчезает. Главное – атмосфера. Сведены к минимуму диалоги и закадровая музыка: герои изредка перебрасываются репликами, иногда взрываются страстными, но жалкими истериками. Молчание обретает большую значимость, чем диалоги. Импульсивная Моника Витти безупречно молчит, нервно улыбается, надрывно кричит.


Лица освещены так ярко, что кажутся мертвенно-бледными, безжизненными. Улицы похожи на пустыню: они широки настолько, что человек теряется в них, идти ему некуда и незачем. Неясны и движущие героями мотивы: зритель даже после финальных титров не может быть уверен, что правильно истолковал поступки и слова и что у них вообще был какой-то смысл. Предметы превращаются в символы, не имеющие однозначной трактовки: так, брошенная Витторией в бочку с водой щепка обречена, как и главная героиня, на бесконечный бесцельный дрейф.


Иногда к трилогии Антониони, развивающей тему неопределенности и отчуждения, причисляют «Крик», предшествующий «Приключению», и «Красную пустыню» (1964), которая вышла после «Затмения», замыкая экзистенциальную пенталогию. В «Красной пустыне», где автор решил отказаться от черно-белой стилистики и подключил цвет, главную роль также сыграла Моника Витти. Фильм «Затмение» был отмечен специальным призом жюри Каннского кинофестиваля.

Смотрите также

  • 1960
  • Драма
  • Жан-Люк Годар
  • 87 мин
  • 1959
  • Мелодрама
  • Франсуа Трюффо
  • 98 мин
  • 1948
  • Драма
  • Лоуренс Оливье
  • 155 мин
Прямая трансляция 19 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От Барокко до XX века

Прямая трансляция 19 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

«Я пришёл к вам со стихами»

Прямая трансляция 19 ноября, в 14:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Национальный филармонический оркестр России, Александр Соловьев

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

Ансамбль неаполитанских инструментов «Серенада»

Прямая трансляция 18 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Посвящение Мастеру. «Необъятный Рязанов». Юбилейный концерт в день рождения. Кино. Музыка. Слово

Прямая трансляция 17 ноября в 19:00. Концертный зал имени С. В. Рахманинова

Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема. Музыка из кинофильмов и мюзиклов

Прямая трансляция 17 ноября, в 20:00. Кафедральный собор св. Петра и Павла

«Парад планет». «Созвучия созвездий»

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Камерный зал Филармонии

От трубадуров до барокко

Прямая трансляция 17 ноября, в 19:00. Концертный зал им. П.И. Чайковского

И. С. Бах — Магнификат В. А. Моцарт — Реквием

Фотовыставка Istanbul Photo Awards 2017, лекции о средневековой Руси и закрытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva».

Подробнее

Церемония открытия состоялась в Главном штабе Эрмитажа.

Подробнее

Он оказал большое влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века.

Подробнее

Бренд «Библиотека нового поколения» презентовало агентство BBDO.

Подробнее

Зрителей ждут мировые и российские музыкальные премьеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть