Погоня
«Погоня» — американская драма Артура Пенна 1966 года с Марлоном Брандо, Робертом Рэдфордом, Джейн Фондой и Робертом Дюваллом, основанная на одноимённой пьесе Хортона Фута. Недооценённая по выходу в прокат, картина была переосмыслена и в настоящее время считается одним из самых ярких портретов американского общества 60-х годов.
Баббер Ривз (Роберт Рэдфорд) сбегает из тюрьмы, слух о побеге будоражит местных, которые боятся возвращения Ривза по разным причинам. У его жены Анны (Джейн Фонда) роман с Джейком Роджерсом (Джеймс Фокс), сыном местного магната. Повод беспокоиться есть у всех, но бояться в действительности нужно самому Ривзу: не желающий никому вреда, он станет жертвой травли. Не поздоровится даже шерифу (Марлон Брандо) — он хочет отстоять правосудие, а грядёт самосуд.
«Погоня», наряду с такими знаковыми картинами 60-х, как «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» и «Беспечный ездок», заострила внимание американских зрителей на очевидном факте: время харизматичных преступников и непобедимых шерифов позади, а значит, устарели и приевшиеся жанровые схемы. В обществе, где все связаны деньгами и похотью, следование принципам обрекает на одиночество и, более того, грозит смертельной опасностью: недаром одна из мощнейших сцен в картине показывает избиение героя Брандо заговорщиками. В советском прокате «Погоня» пользовалась популярностью как отражение гниения капиталистического общества.
Продюсер Сэм Шпигель с самого начала планировал сделать «Погоню» большим голливудским кино. До «оскаровского» номинанта Артура Пенна на место постановщика рассматривали целый ряд выдающихся режиссеров эпохи: Уильяма Уайлера, Джозефа Манкевича, Фрэда Циннеманна, Элиа Казана. Марлон Брандо был связан с проектом с его зарождения и сначала планировал сыграть Джейка Роджерса, но поскольку подготовительная работа над «Погоней» затянулась на семь лет, Шпигель посчитал его старым для роли и предложил сыграть шерифа.
«Погоня» внесла важный вклад в становление голливудских звёзд, авторитет которых стал незыблемым в наши дни. Рэдфорд и Дювалл до «Погони» были известны в основном телевизионными работами. Карьера Джейн Фонды в кино тоже началась всего за несколько лет до «Погони».
Интересно, что режиссёр Артур Пенн остался недоволен «Погоней», и дело не в самокритичности. Продюсеры отстранили его от монтажа картины, и Пенн не мог признать «Погоню» в полной мере собственным произведением. В итоге опыт съёмок «Погони» стал поворотным для режиссёра: он зарёкся в будущем заниматься картинами, которые не может контролировать от начала до конца. Следующий его фильм — «Бонни и Клайд» — стал культовым.