Дети райка
Благодаря состоянию родителей Жак Превер имел возможность избрать праздную жизнь бонвивана и богему как среду обитания. Среди его друзей — художники Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Рене Магритт, поэт Гийом Аполлинер. Превер и сам баловался сочинением едких памфлетов и сюрреалистических стихов. Стихи ему удавались настолько хорошо, что их с удовольствием перекладывали на музыку и исполняли Катрин Соваж, Ив Монтан, Марлен Дитрих, Серж Генсбур и Эдит Пиаф.
В конце 30-х годов Жак знакомится с режиссером Марселем Карне. В результате их творческого союза французский кинематограф обогатился направлением, названным впоследствии «поэтический реализм». Вместе они сняли «Набережную туманов» и «День начинается».
Но, безусловно, вершиной их совместного творчества стала драма «Дети райка» — отзвук величайшего романа, Лунного Пьеро и замужней дамы Мадлен, развивавшегося на глазах всего Парижа. В театре «Фонамбюль» встречаются саркастичный реформатор сцены, легендарный артист Фредерик Леметр (Жан-Луи Барро), великий трагик, Белый Пьеро Батист Дебюро (Пьер Брассёр) и не менее знаменитый убийца, мечтающий о славе поэта, Пьер-Франсуа Ласенер (Марсель Эрран).
Они совершенно не похожи, но при этом прекрасно дополняют друг друга. И все они влюблены в роковую красавицу Гаранс (Арлетти).
Границы замкнутого театрального мира взрывают улицы Парижа, по которым свободно гуляют задетое уязвленное самолюбие, гаденькая ревность, черствый эгоизм, жажда обладания. Но главное — бескорыстная любовь. И, влюбившись, Батист становится великим мимом, Леметр открывает для себя полноту драматического образа Отелло, а непризнанный поэт Ласенер решается увековечить пережитое и увиденное в стихотворных стоках.
Таков он, мир настоящего Райка, где одинокий Белый Пьеро — олицетворение тонкой человеческой души, Леметр символизирует свободный, вольнолюбивый дух парижских подмостков, а Ласенеру остались холодный разум, рассудок и горячее сердце. Как ни удивительно, только объединившись, они смогут доиграть до конца спектакль под названием «жизнь». А потому «Дети райка» — это и фарс, и пантомима, и буффонада, и трагедия одновременно.
Фильм оказался невероятно хорош и, несмотря на то что действие его происходит в 20–30-е годы прошлого века, вне времени. По результатам опроса кинокритиков и киноведов в 1995 году он был назван лучшим французским фильмом столетия.
Картина была номинирована на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий», но осталась без награды Американской киноакадемии. Зато ее по достоинству оценили на Венецианском кинофестивале, наградив Золотой медалью.