Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет
Классика зарубежного кино

Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет

Год выхода:
1956
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Драма
Длительность:
99 мин.
В ролях:
Франсуа Летерье, Шарль Ле Кленш, Морис Беерблок, Ролан Моно, Жак Эрто, Жан-Поль Делюмо, Роже Треэрн, Жан Филипп Деламарре, Жак Урлеманс, Клаус Детлеф Гревенхорст
Режиссёр:
Робер Брессон

Вторая мировая война, оккупированная Франция. Лейтенант Фонтен, участник Сопротивления, попадает в немецкий плен, задумывает побег и методично его осуществляет.

Фильм Робера Брессона имеет два пласта. Один – буквальный. Лейтенант Фонтен (Франсуа Летерье) решает бежать из тюрьмы и бежит. Об этом говорится уже в названии фильма, чтобы исключить саму идею интриги. Как бы зритель ни волновался за героя, он заранее знает: приговоренный бежал. Чтобы усилить эту «безынтрижность», голос за кадром комментирует каждое действие героя, готовящего побег, в прошедшем времени: «Я услышал шаги», «Я проверил, какая доска легче поддается». Формально это связано с тем, что фильм основан на мемуарах Андре Девиньи, именно так и бежавшего из немецкой тюрьмы. Но на драматургию данный прием оказывает решающее воздействие. В течение всего фильма зритель слышит «внутренний голос» героя, описывающий каждое действие. Диалогов очень мало. Зато много звуков: слух человека, который сидит в камере и готовит побег, очень обострен. Брессон сам провел довольно долгое время в немецком плену и попытался воссоздать ощущения узников. Зритель привыкает думать вместе с героем, вслушиваясь в каждый скрип, внимательно следя за процессом, но не отдаваясь ему страстно, постигая его, скорее, интеллектуально.

Второй пласт фильма обозначен в названии цитатой из Нового Завета: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8). Робер Брессон создает метафору, в которой побег из тюрьмы не выглядит заурядным действием приключенческого сюжета. Свобода человека принимает метафизическое значение. Человек должен быть свободен, поскольку он человек. И он станет свободен, потому что воля и усилия пробьют любые стены, даже самой прочной тюрьмы. Такой человек увлечет за собой тех, чья воля слабее. Ему помогут такие же, как он. Религиозный пафос названия – каждый человек приговорен к смерти в физиологическом смысле, но душа бессмертна, что отсылает к другой цитате Евангелия: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Приговоренный к смерти сбежал еще прежде, чем начал подготовку к побегу: мысленно он уже свободен. Если рассматривать сюжет метафорически, речь идет о плененной душе, которая может освободиться. Вопрос о Божественном участии остается для исследователей Брессона открытым. Не являясь традиционно христианским подходом, идея Брессона существует внутри христианской традиции.

В качестве саундтрека фильма Робер Брессон выбрал Мессу до минор Моцарта.

Фильм получил приз за режиссуру на Каннском МКФ в 1957 году.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин