Усатый нянь
Художественные фильмы

Усатый нянь

Год выхода:
1977
Страна производитель:
СССР
Жанр:
Комедия
Длительность:
75 мин.
В ролях:
Сергей Проханов, Людмила Шагалова, Елизавета Уварова, Марина Матвеенко, Надежда Самсонова, Александр Сажин, Валерий Кисленко
Режиссёр:
Владимир Грамматиков

Вчерашний школьник Кеша неспособен надолго задержаться ни на одной работе. Молодой человек никак не хочет превращаться во взрослого человека. И вот он становится объектом смелого эксперимента: его берут на работу в детский сад. Расстаться с детством ему помогут дети.

Из интервью Владимира Грамматикова:

А где вы искали детей для участия в фильме?

Тогда было просто: давали объявление в газете, и бабушки и дедушки приводили своих внуков на студию. Но детей всегда готовили: «Люсенька, ты встань вот так, головку подними, читай стишок или пой песенку». Наши дети, конечно, самые лучшие, самые талантливые. Но когда они дома, в привычной обстановке, когда к ним все расположены – папа, мама, бабушки, – все мило, все хорошо. А когда они приходят к нам, в необычную обстановку, на студию, то зажимаются, теряются. Иногда трудно пробиться к ребенку, понять, какой он на самом деле. Поэтому очень многих приходится смотреть.

И работать с ними, наверное, непросто?

Каждый режиссер придумывает свой метод работы с детьми. Дело в том, что по трудовому законодательству маленьких детишек мы можем снимать только четыре часа. А что делать остальные четыре? Я дал задание найти 18 пар близнецов. И мне нашли. Я думал: «Утром снимаю Маню, вечером Катю». Не тут-то было! Выяснилось, что близнецы по характеру диаметрально противоположны. Для меня это было открытием. Я не знал. И подменить нельзя. Сразу видно: что-то не то. Правда, одна пара близнецов, две девочки, от этого эксперимента в картине осталась.

Актера на роль главного героя вы тоже долго искали?

Я знал, что для «Усатого няня» будет трудно подобрать детей, но что будет трудно найти актера на роль Кеши Четвергова!.. Казалось бы, бери любого молодого актера, играющего на гитаре и поющего, – на последнем курсе театральных вузов таких много. Не тут-то было! Дети у меня уже отобраны были и ждали жертву.

Почему «жертву»?

Я им говорил: «К вам придет дядя-артист, он должен с вами контакт установить. Вы делайте все, что хотите, а он должен с вами как-то справиться». Вот так они жертву за жертвой и убирали. И вдруг пришел Сережа Проханов. Я его знать не знал: он только окончил институт. Спрашивает меня: «Вы, я слышал, ищете главного героя?» Я говорю: «Не то чтобы ищу, я уже в панике, мне снимать через три недели, а его нет». А он: «Можете не искать, это я». Я отвел его в комнату, где ждали дети, а сам туда не захожу – мне с ними еще три месяца работать! Сережа зашел, дальше все, как обычно: визг, крик, топотушки, ор. Вдруг – тишина. Я думаю: «Так, доэкспериментировался…» Тихо открываю дверь и в щелку вижу – Сережа лежит на полу, извивается, как рыба, и говорит: «Мы рыбы, а рыбы молчат». Дальше он вскочил, полетел бабочкой. И я увидел то, что искал: глаза детей, влюбленные глаза детей, которые смотрели на него! Если бы он прыгнул со второго этажа в окно, они бы не глядя поскакали за ним. И, действительно, всю картину мы работали весело.

Опубликовано в журнале «Человек без границ»

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин