Мальтийский сокол
Художественные фильмы

Мальтийский сокол

Год выхода:
1941
Страна производитель:
США
Жанр:
Боевик
Длительность:
100 мин.
В ролях:
Хамфри Богарт, Мэри Астор, Глэдис Джордж, Петер Лорре, Бартон МакЛэйн
Режиссёр:
Джон Хьюстон

Частный детектив Сэм Спейд и его партнер по сыскному бизнесу Майлз Арчер принимают очередную клиентку. Женщина просит проследить за скользким типом по фамилии Терсби: якобы с ним сбежала ее младшая сестра, а девушку надо вернуть. Арчер соглашается, но той же ночью и самого сыщика, и того, за кем он следил, убивают. Полиция подозревает Спейда, который теоретически мог и защищать напарника, и убрать его, поскольку ранее крутил интрижку с его женой. Спейд тем временем находит вчерашнюю клиентку и убеждается, что роковая леди выдумала всю историю с сестрой, а Терсби был ее конкурентом в поисках золотой скульптуры сокола, реликвии мальтийских рыцарей, украшенной драгоценными камнями. В деле с соколом оказываются замешанными еще несколько темных, но весьма колоритных личностей; появляются и новые трупы. Детективу Спейду предстоит непростое расследование, ведь, чтобы разобраться, кто кого убил и почему, придется договариваться и торговаться с упрямыми охотниками за сокровищами.

Фильм поставлен по роману классика детективной литературы Дешиела Хэммета, причем весьма близко к первоисточнику. Хэммет сам когда-то служил в детективном агентстве Пинкертона, и ряд образов романа был списан с его бывших коллег. Но только не Сэм Спейд. Для автора этот мрачный циник, не лишенный благородства и чувства справедливости, явился вымышленным идеалом частного сыщика, к которому, как говорил сам писатель, никто из его реальных коллег по агентству не мог даже приблизиться. Фильм 1941 года был уже третьей экранизацией «Мальтийского сокола», однако впервые создатели кинопроизведения преуспели в том, чтобы максимально четко и тонко воплотить дух и букву жанра. Большая часть картины была снята из-за плеча Сэма Спейда, что позволяло зрителю смотреть на происходящее как бы глазами детектива. Единством стиля и содержания «Мальтийский сокол» задал высокую планку всем последующим образцам направления нуар – самого востребованного жанра в кино 1940-х. Будущий титан режиссуры, а тогда дебютант Джон Хьюстон тщательно готовился к съемкам и очень старался не превысить бюджет, дабы не вызвать гнев студии. Он продумал каждую сцену, каждый диалог, рассчитал каждый проезд камеры. В результате на финальном монтаже почти ничего не пришлось сокращать. Съемки велись последовательно, в соответствии с хронологией событий в сценарии, что очень помогло актерам в работе над экранными характерами.

Для Хамфри Богарта, прежде игравшего второстепенных героев, главным образом негодяев, роль Сэма Спейда стала новым этапом в карьере. После «Мальтийского сокола» будут главные роли в «Касабланке», «Долгом сне», «Сокровищах Сьерра-Мадре», «Африканской королеве» и других голливудских картинах из списка «лучших фильмов всех времен». Первая работа Богарта с Джоном Хьюстоном стала началом большой творческой дружбы, «Мальтийский сокол» создал актеру имидж. В этой связи любопытно, что в целях экономии средств на картину весь гардероб, костюмы для съемок, Богарт приносил из дома. А право его героя выпивать и курить в кадре, что вполне вязалось с характером детектива, пришлось совместно с режиссером долго отстаивать в спорах с продюсерами.

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин