Набережная туманов
Художественные фильмы

Набережная туманов

Год выхода:
1938
Страна производитель:
Франция
Жанр:
Длительность:
91 мин.
В ролях:
Жан Габен, Мишель Симон, Мишель Морган, Пьер Брассёр, Раймон Эмос, Эдуард Дельмон
Режиссёр:
Марсель Карне

Снятый незадолго до Второй мировой войны, этот фильм вывел в главные герои дезертира. Беглый солдат Жан туманной ночью добирается на попутке до порта, чтобы сесть на пароход в Южную Америку. Он еще не избавился от военной формы, поэтому прячется от патруля в забегаловке на краю города, где становится свидетелем криминальной разборки. Здесь же он знакомится с обладательницей прекрасных глаз по имени Нелли. Девушке тоже хотелось бы скрыться – от навязчивого опекуна Забеля: есть подозрение, что тот из ревности убил ее парня. В ожидании отплытия вожделенного корабля Жану придется защищать даму еще и от мелкого бандита Люсьена, который, как и Забель, окажется гораздо опаснее, чем кажется на первый взгляд.

Основой фильма послужил роман Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», написанный за 10 лет до того. Первоначально картину предполагалось снимать в Германии, где у Габена был контракт со студией UFA. В поисках нового проекта для звезды немецкие продюсеры обратились к молодому режиссеру Марселю Карне, так как им понравился его предыдущий фильм «Забавная драма». Адаптировать книгу для экрана взялся известный поэт, уже работавший с Карне, Жак Превер. Его язык и философия во многом определят стиль и настроение будущей картины и сделают «Набережную туманов» символом целого направления в кино – поэтического реализма.

В романе действие происходило на Монмартре, но Карне решил, что подобные декорации на германской студии будут выглядеть слишком театрально. Режиссер задумал снимать историю в порту Гамбурга, однако тут палки в колеса начала вставлять нацистская администрация. Проект не понравился Геббельсу и был под угрозой срыва, но права на постановку у UFA удалось выкупить. Сюжет фильма перенесли во французский Гавр. А благодаря тому что съемки то и дело откладывались, Карне в итоге смог пригласить на главную женскую роль Мишель Морган. Режиссер с самого начала видел ее в дуэте с Габеном, но актриса была занята на другой картине. Запоминающийся внешний образ героини, девушки-видения в прозрачном плаще и берете, помогла создать сама Коко Шанель.

Французская цензура сделала одну важную поправку в сценарии: запретила произносить слово «дезертир». Поэтому в ответ на вопрос, в увольнительной ли он, герой Габена многозначительно молчал. Когда фильм вышел, французские политические издания, правые и левые, резко его критиковали, в том числе за неясность «гражданской позиции». Однако и в годы фашистской оккупации картина была запрещена. Но неполитизированный, рядовой зритель, по отзывам современников, принял картину хорошо. Публику «зацепила» ситуация Жана: загнанный в армию нищетой, жестоко разочаровавшийся в идеологии войны, один в чужом городе, в постоянном напряжении, герой Габена, похоже, заслуживал право перевести дух в компании милой девушки и прибившейся к нему уличной собачонки. При этом в романтике «Набережной туманов» был разлит ощутимый фатализм, точно так же, как в репликах, вложенных в уста персонажей Превером, звучал юмор висельника.

Начиная с этой картины, едва ли не каждый фильм Марселя Карне, так же как и каждая актерская работа Жана Габена, будет событием национального и европейского кинематографа.

Сам Карне комментирует свою картину так: «Фильм – зеркало своей эпохи. Каким же было время в 1938 году? Разве не носили мы в самих себе зачатков смерти и уничтожения? Разве не отдавали себе тогда отчета, что мы осуждены, что рано ли поздно приговор свершится – без обжалования, без возможности удрать через запасной выход? Будучи выражением эпохи, фильм не мог обойти черты, для нее характерные: потерянность и беспокойство».

Смотрите также

12 стульев (с тифлокомментариями)
Комедия
1971
155 мин
Зеркало (с тифлокомментариями)
Драма
1974
102 мин
Цареубийца (с тифлокомментариями)
Драма
1991
104 мин
Жестокий романс (с тифлокомментариями)
Мелодрама
1984
145 мин