Дню Победы посвящается. «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой...» Песни Андрея Эшпая – участника Великой Отечественной войны, лейтенанта взвода разведки
Каталог концертов

Дню Победы посвящается. «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой...» Песни Андрея Эшпая – участника Великой Отечественной войны, лейтенанта взвода разведки

Концертный зал имени П.И. Чайковского Московской государственной академической филармонии

Год выхода:
2019
Страна производитель:
Россия
Длительность:
130 мин.

Сергей Скрипка

Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама.

В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие.

В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим.

С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский.

Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

Андрей Эшпай

«Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это – наша жизнь» (Андрей Эшпай).

Андрей Яковлевич Эшпай (15 мая 1925 – 8 ноября 2015) родился в Козьмодемьянске, небольшом городе на Волге. Его отец Яков Андреевич Эшпай, один из первых марийских композиторов, отдал много лет собиранию и изучению фольклора своего народа. Интерес к народной музыке передался и сыну: народные интонации лежат в основе его произведений самых разных жанров. С 1928 года жил в Москве, в 1941 году окончил музыкальную школу имени Гнесиных по классу фортепиано. В 1943 году восемнадцатилетним юношей ушел на фронт: был командиром разведки I Белорусского фронта, в составе которого прошел через Польшу и дошел до Берлина; за военные заслуги награжден орденами и медалями.

После войны Эшпай завершает обучение в Музыкальном училище при консерватории; с 1948 по 1953 годы учится в Московской консерватории по классу композиции у Николая Мясковского и Евгения Голубева (среди его педагогов также были Евгений Месснер и Николай Раков); до 1956 года совершенствуется в аспирантуре под руководством Арама Хачатуряна, одновременно заканчивает консерваторию по классу фортепиано у Владимира Софроницкого. Впоследствии регулярно включал в программы своих концертов собственные фортепианные сочинения.

В своем творчестве Эшпай отдавал предпочтение инструментальной музыке крупных форм: им созданы 9 симфоний и более 20 концертов для различных инструментов с оркестром. Его перу принадлежат балеты «Ангара» (1975) и «Круг» (1980), увертюра-фантазия для оркестра «Переход Суворова через Альпы» (1996), Симфонические танцы на марийские темы (1952), кантаты, музыка к многочисленным театральным постановкам, ряд камерных сочинений. Широкой публике творчество Эшпая знакомо по песням «А снег идет», «Ах, Одесса моя», «Два берега», «Москвичи», «Ребята настоящие», «Я сказал тебе не все слова», музыке из кинофильмов «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Карьера Димы Горина», «Приходите завтра», «Трактир на Пятницкой», «Тень» и десяткам других.

С 1960 года Эшпай занимал ответственные посты в Союзе композиторов РСФСР и СССР. С 1965 по 1971 гг. вел класс композиции в Московской консерватории, где позже получил звание почетного профессора. В 1978 и 1979 гг. проводил в Болгарии международные семинары молодых композиторов. Будучи секретарем Союза композиторов СССР, организовывал фестивали и праздники искусств во многих городах нашей страны, был председателем Всесоюзной комиссии по работе с творческой молодежью. Эшпай возглавлял жюри многих конкурсов: I Всесоюзного конкурса пианистов имени Рахманинова (1985); конкурса пианистов VI (1978), VIII (1986), XI (1998) Международных конкурсов имени Чайковского. Был председателем и членом жюри конкурсов и фестивалей «Зелена Гура», «Сопот», «Варшавская осень» в Польше, «Неделя музыкального искусства для детей и юношества» в Болгарии, «Пражский фестиваль джаза» в Чехии и других.

Почетный гражданин городов Козьмодемьянска и Йошкар-Олы, Почетный член Общества Ференца Листа в США. В 1975 году Эшпаю присвоено звание народного артиста РСФСР, 1981 – народного артиста СССР. Композитор был также удостоен Ленинской премии (1986) и Государственной премии СССР (1976); за заслуги перед Отечеством награжден орденами Ленина (1985), Трудового Красного Знамени (1971), Отечественной войны II степени (1985), «Знаком Почета» (1967).

«Эшпай является примером истинно современного художника, аккумулировавшего в своем творчестве самые различные пласты (будь то марийский фольклор или классическое искусство, музыка ХХ века и особенно любимый им Равель, или, наконец, джаз) и нашедшего ту «золотую середину», которая определяет его композиторское лицо, – то, что мы называем яркой самобытностью, индивидуальностью» (Арам Хачатурян).

«Андрей Яковлевич Эшпай – музыкант, которого я ценю за эмоциональность и естественность, за свой собственный вкус, свои личные симпатии в искусстве... Он постоянно находится в поиске естественной, живой интонации и естественного течения музыки, красоты выражения. Эта жажда звуковой красоты, мне кажется, чрезвычайно свойственна натуре художника, как и готовность любоваться красивой гармонией, изысканным оркестровым письмом не ради минутного удовольствия, но по внутреннему побуждению и чувству, пульсирующему в его сердце» (Борис Чайковский).

«Андрей Эшпай часто говорит, что в искусстве должна быть тайна. Опытный мастер, владеющий в полном объеме современным композиторским мастерством, он прежде всего художник – его музыка продиктована потребностью высказаться искренне и взволнованно. При всей эмоциональной заразительности музыка Эшпай всегда изящна, даже элегантна по форме, в ней всегда есть некая поэтичная недосказанность и никогда нет нажима и шаманства» (Альфред Шнитке).

«Андрей Эшпай – очень современный композитор. Современность его творчества не в умозрительном любовании непривычными звукосочетаниями; современность его творчества – в ощущении стремительности, динамики и красоты бытия» (Александра Пахмутова).

Смотрите также

Национальный филармонический оркестр России, Александр Соловьёв
Оркестр Московской филармонии, Штефан Владар
Уточните ваше местоположение
Так мы будем полезнее для вас и отобразим в каталогах музеев, театров, библиотек и концертных площадок те учреждения, которые находятся рядом с вами.