Красный гаолян
Классика зарубежного кино

Красный гаолян

Год выхода:
1987
Страна производитель:
Китай
Жанр:
Драма
Длительность:
91 мин.
В ролях:
Гун Ли, Цзян Вэнь, Тэнь Жуцзюнь, Чжиган Чэнь, Кун Донг, Гогуан Ду, Ху Сяогуан, Чун Хуа Джи, Лью Джиа, Юйшэн Ли
Режиссёр:
Чжан Имоу

Когда-то Гуань Мое взял себе псевдоним Мо Янь, что с китайского переводится как «молчи». Под этим именем он давно стал одним из самых популярных писателей Китая, чья литература относится к жанру «поиска корней» и «магическому реализму». Сегодня Мо Янь – почетный доктор филологии Открытого университета Гонконга и лауреат Нобелевской премии по литературе 2012 года за «его галлюцинаторный реализм, который объединяет народные сказки с историей и современностью».

На родине Мо любят за литературный талант: из-под его пера появляются удивительные книги, где события грубые и земные превращаются в нечто легкое и приятное, способное доставить удовольствие самому утонченному ценителю лирической красоты. Ну а за пределами Китая Янь известен как автор повести, по которой был снят одноименный дебютный фильм Чжана Имоу «Красный гаолян».

«Красный гаолян» – тревожное, красивое, отчасти мистическое название. Но таковым оно является только для европейца, не подозревающего, что на самом деле гаолян – это сорго, одно из самых распространенных злаковых Восточной Азии, отличающееся скороспелостью и засухоустойчивостью. Тот момент, когда гаолян созревает, определить очень просто: зерна в колосе становятся красного цвета. Как гаолян созрела юная Цзюцзи (Гун Ли), и родители торопятся выдать дочь замуж. Насильно. За прокаженного хозяина винокурни.

И вот уже паланкин с невестой бодро несет отряд носильщиков-пересмешников, весело распевающих песню о том, как быстро они доставят девушку живому мертвецу. Они еще не знают, что в зарослях гаоляна их поджидает разбойник, планирующий не только ограбить весельчаков, но и надругаться над чужой невестой. От страшной участи Цзюцзи отделяет лишь одни взгляд, брошенный ею случайно на одного из носильщиков. В этот момент изменится вся ее жизнь.

Удивительная смелость наследника реформаторского «пятого поколения» китайского кино Чжана Имоу заключалась в невиданном прежде использовании цвета. В дальнейшем это станет фирменным знаком режиссера. Что касается жанра, «Красный гаолян» – редкий пример удачного фильма, где автору удалось выиграть от объединения таких несоединимых направлений, как поэтическая драма, патриотическая сага и народная комедия. В результате режиссер снял картину, удовлетворяющую вкусам и поклонников поэтического артхауса, и остросюжетных бестселлеров.

Когда фильм «Красный гаолян» вышел в Китае, он не только стал лидером национального проката, но и спровоцировал самые противоречивые отклики, общественные дискуссии и даже парочку стихийных демонстраций. Чжан Имоу выслушал немало упреков в склонности к идеологическому отступничеству и западном влиянии на его творчество.

Недовольные голоса затихли, когда стало понятно, что фильм Имоу стал причиной небывалого всплеска интереса мирового киносообщества к китайской кинематографии. А после того как драма была награждена «Золотым медведем» Берлинского кинофестиваля, «Красный гаолян» получил сразу четыре национальные кинопремии «Золотой петух»: за лучший фильм, лучшую операторскую работу, лучшую музыку и лучший звук.

Смотрите также

Гамлет
Драма
1948
155 мин
Дерсу Узала
Приключения
1975
136 мин
Идиот
Драма
1951
166 мин