Айлен Притчин, Андрей Гугнин
Каталог концертов

Айлен Притчин, Андрей Гугнин

Год выхода:
2017
Страна производитель:
Россия
Длительность:
92 мин.

Айлен Притчин

Айлен Притчин – один из самых ярких российских скрипачей своего поколения.

Он родился в 1987 году в Ленинграде. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской консерватории (класс Е.И.Зайцевой), затем Московскую консерваторию (класс профессора Э.Д.Грача). В настоящее время является ассистентом Эдуарда Грача.

Молодой музыкант — обладатель множества наград, среди которых премия Ю.Темирканова (2000); первые премии и специальные призы на Международном юношеском конкурсе имени П. И. Чайковского (Япония, 2004), международных конкурсах имени А. Ямпольского (2006), имени П. Владигерова (Болгария, 2007), Р.Канетти (Италия, 2009), имени Г.Венявского (Польша, 2011); третьи премии международных конкурсов – имени Тибора Варги в Сьон Вале (Швейцария, 2009), имени Ф. Крейслера в Вене (Австрия, 2010) и имени Д. Ойстраха в Москве (Россия, 2010). На многих конкурсах скрипач был удостоен специальных призов, в том числе приза жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (2011). В 2014 году он завоевал Гран-при на Конкурсе имени М.Лонг, Ж.Тибо и Р.Креспен в Париже.

Айлен Притчин выступает в городах России, в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Нидерландах, Польше, Болгарии, Израиле, Японии, Вьетнаме. Скрипач играл на многих известных сценах, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, венском Концертхаусе, амстердамском Консертгебау, зальцбургском Моцартеуме, парижском Театре Елисейских Полей.

Среди коллективов, с которыми выступал А. Притчин — Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П. Когана, Камерный ансамбль «Солисты Москвы», Национальный оркестр Лилля (Франция), Симфонический оркестр Венского радио (Австрия), Дохнаньи-оркестр Будафока (Венгрия), Камерный оркестр «Амадеус» (Польша) и другие коллективы. Скрипач сотрудничал с дирижерами — Юрием Симоновым, Фабио Мастранжело, Шломо Минцем, Роберто Бенци, Хироюки Иваки, Корнелиусом Майстером, Дорианом Уилсоном.

Участник проектов Московской филармонии «Молодые таланты» и «Звезды XXI века».


Андрей Гугнин

Имя Андрея Гугнина широко известно в России и за рубежом. Пианист является лауреатом многих международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов имени Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (США, 2014), где был удостоен Золотой медали и приза публики, конкурсов имени С. Станчича в Загребе (2011) и имени Л. ван Бетховена в Вене (2013). Номинировался на премию German Piano Award. В июле 2016 года Андрей Гугнин стал триумфатором Международного фортепианного конкурса в Сиднее (Австралия), где получил не только первую премию, но и несколько специальных призов. <>

Андрей Гугнин окончил Московскую консерваторию и аспирантуру в классе профессора В. В. Горностаевой. Во время учебы был стипендиатом Международного фонда культурного обмена Константина Орбеляна и Наума Гузика (2003—2010), после окончания консерватории стал участником программы продвижения молодых исполнителей Московской филармонии «Звезды XXI века».

Выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Государственной академической капеллой Санкт-Петербурга, Государственным академическим камерным оркестром России, Зальцбургской камератой, симфоническими оркестрами Нидерландов, Сербии, Хорватии, Израиля, США, Таиланда, Марокко, под управлением известных дирижеров, среди которых С. Фраас, Л. Лангре, Х.-К. Ломонако, К. Орбелян, М. Тарбук, Й. ван Сведен, Т. Хонг, Д. Ботинис.

География концертов музыканта охватывает города России, Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Швейцарии, Италии, Сан-Марино, Хорватии, Македонии, Сербии, Израиля, США, Японии, Китая, Таиланда. Пианист играет на престижных сценах, среди которых Концертный зал имени П. И. Чайковского, Концертный зал Лувра (Париж), Театр имени Верди (Триест), Золотой зал Музикферайна (Вена), Карнеги-холл (Нью-Йорк), Оперный театр Загреба, Зал имени Ватрослава Лисинского. Участник фестивалей «Музыкальный Олимп», «Арт-ноябрь», Vivacello, ArsLonga (Россия), в Руре (Германия), Абердине (Шотландия), на Бермудах и других. Выступления артиста транслировались по телевидению и радио России, Нидерландов, Хорватии, Австрии, Швейцарии и США.

Андрей Гугнин записал сольный диск для лейбла Steinway & Sons и альбом iDuo совместно с пианистом Вадимом Холоденко (Delos International). Запись двух фортепианных концертов Д. Шостаковича, выполненная пианистом также для лейбла Delos International, звучит в номинированном на премию «Оскар» фильме Стивена Спилберга «Шпионский мост».

В планах музыканта — выступления с Лондонским филармоническим оркестром и оркестром Мариинского театра (фестиваль «Лики современного пианизма», дирижер Валерий Гергиев), гастроли по Австралии, концерты во Франции, Германии, США, запись сольного диска под лейблом Hyperion Records.


Александр Соловьёв

Александр Соловьёв получил образование в Российской академии музыки имени Гнесиных, там же окончил ассистентуру-стажировку по хоровому и оперно-симфоническому дирижированию. Среди его наставников были Владимир Семенюк, Арнольд Кац, Владимир Федосеев. <>

А. Соловьёв является победителем Всероссийского и международного конкурсов хорового дирижирования (Салават, 1995; Екатеринбург, 2001), лауреатом международного конкурса дирижеров имени Димитриса Митропулоса (Афины, 2010). 

В течение 15 лет он был вторым дирижером Московского государственного академического камерного хора (художественный руководитель – Владимир Минин). С 2009 года работает в Центре оперного пения Галины Вишневской, с 2011 года – дирижер Государственного академического Большого театра России. В Большом театре А. Соловьёв дирижировал спектаклями «Царская невеста» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Набукко» Дж. Верди, «Сомнамбула» В. Беллини, «Так поступают все» В. А. Моцарта, «Иоланта» П. Чайковского, «Анюта» В. Гаврилина, «Марко Спада» Ф. Обера, «Мойдодыр» Е. Подгайца. Выступил в качестве дирижера-постановщика оперы М. Равеля «Дитя и волшебство» и представления «Настройся на оперу». 

Музыкант сотрудничал с выдающимися российскими и зарубежными дирижерами, среди которых Арнольд Кац, Саулюс Сондецкис, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Михаил Плетнёв, Василий Синайский, Марчелло Виотти, Фабио Луизи, Энрике Маццола, Патрик Саммерс. 

Он выступал с оркестрами Пражского радио, Филармоническим оркестром имени Артуро Тосканини (Парма), Симфоническим оркестром Дома музыки Порту, «Оркестром цветов» (Афины), с крупнейшими отечественными коллективами – Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Государственного академического Большого театра России и Красноярского театра оперы и балета, симфоническими оркестрами Тамбова и Костромы, Екатеринбургским камерным оркестром «B-A-C-H» и другими коллективами. 

С 2001 года Александр Соловьёв преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных (в настоящее время – доцент кафедр хорового и оперно-симфонического дирижирования).


Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории. 

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко. <>

Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве. 

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры. 

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм. 

Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах. 

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской 

симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей». 

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая. 

В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин. 

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.


Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.<>

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещен в соборе святого Руперта. Запись в книге крещений дает его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвертое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo, что значит «возлюбленный Богом». Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трех лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Опыт основательной скрипичной школы» (нем. Versuch einer gründlichen Violinschule) была опубликована в 1756 году — в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 году отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 году изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 годы, живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал творчество Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «Мнимая простушка» (итал. La Finta semplice), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-1774 годы Моцарт провел в Италии. В 1771 году в Милане, опять же при противодействии театральных импресарио, все же была поставлена опера Моцарта «Митридат, царь Понтийский» (итал. Mitridate, Re di Ponto), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772 год). Для Зальцбурга Моцарт написал «Сон Сципиона» (итал. Il sogno di Scipione), по поводу избрания нового архиепископа, 1772 год, для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774 год). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже 4 оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 годах, несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 году Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге (сотрудничал с Михаэлем Гайдном). 26 января 1781 года в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны еще следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идаманта, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперед замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приемов Моцарта проявлялись все ярче и ярче. Опера «Похищение из сераля» (нем. Die Entführung aus dem Serail), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 году, была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где ее стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (1783 год) и «Lo sposo deluso» (1784 год) остались неоконченными.

В 1783-1785 годах созданы 6 знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра, и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 года начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 году в 6 недель и, тем не менее, поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 году в Праге и имело еще больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора с содержанием в 800 флоринов (1787 год), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Тем не менее, он был привязан к Вене, и когда в 1789 году, посетив Берлин, он получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II с содержанием в 3 тысячи талеров, то все же не решился оставить Вену.

Однако множество исследователей жизни Моцарта утверждают, что ему не было предложено место при прусском дворе. Фридрих Вильгельм II лишь сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для него самого. Моцарт не хотел признавать, что поездка в Пруссию провалилась, и сделал вид, будто Фридрих Вильгельм II пригласил его на службу, но из уважения к Иосифу II он от места отказался. Заказ, полученный в Пруссии, придавал его словам видимость правды. Денег, вырученных во время поездки, было мало. Их едва хватило на уплату долга в 100 гульденов, которые были взяты у брата масона Гофмеделя на дорожные расходы.

После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет 3 наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор (KV 543), № 40 соль минор (KV 550) и № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 году; из них в особенности знамениты две последние. В 1789 году Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

После смерти императора Иосифа II (1790 год) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Così fan tutte» (1790 год), «Милосердие Тита» (1791 год), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791 год), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. В мае 1791 года Моцарт поступил на неоплачиваемую должность ассистента капельмейстера Кафедрального собора Святого Стефана, рассчитывая занять место капельмейстера после смерти тяжелобольного Леопольда Хофмана; Хофман, однако, его пережил.

Мистик по натуре, Моцарт много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV 618), (1791 год) и величественно-горестный Реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец во всем черном и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в черной маске, «черный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершенным «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик Франц Ксавер Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита».

Умер Моцарт 5 декабря в 00:55 ночи 1791 года от неустановленной болезни. Тело его нашли вздутым, мягким и эластичным, как это бывает при отравлениях. Этот факт, а также некоторые другие обстоятельства, связанные с последними днями жизни великого композитора, дали основание некоторым биографам отстаивать именно эту версию причины его смерти. В настоящее время большинство исследователей считает ее несостоятельной. Похоронен Моцарт был в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, так что само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном стечении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка Моцарта обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.

Особое значение Моцарт придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. Моцарт создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Как следствие — в его операх нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, характеры живые и многогранные, показаны взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Большое внимание Моцарт уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов до квинтетов) и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Моцарт отказался от клавесина и клавикорда, обладающих по сравнению с фортепиано более слабым звуком. Фортепианная манера Моцарта отличается элегантностью, отчетливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.

Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кехелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.


Феликс Мендельсон

Сын преуспевающего банкира, Феликс Мендельсон-Бартольди (вторая фамилия была зарегистрирована после перехода всей семьи Мендельсонов в христианство) от природы одарен разнообразными талантами. Все давалось ему легко — музыка, языки, рисование, плавание, верховая езда. Он мог стать кем захотел бы — пианистом, дирижером, композитором, художником, писателем, филологом. О несомненном литературном даре свидетельствуют эпистолярное наследие Мендельсона, его дневники и музыкально-критические эссе, а также немало лирических стихотворений. Известно, что Мендельсон с увлечением переводил Теренция и сонеты из «Новой жизни» Данте. Талант рисовальщика с натуры успешно развивался параллельно с другими занятиями: при нем всегда были рядом с филармонической чернильницей и ручкой альбомы для рисования и старая коробка с красками. Акварельные ландшафты и карандашные наброски Мендельсона полны изящества и удивительным образом воссоздают поэтическое настроение.

И все-таки главная, музыкальная стезя определилась с отроческой поры. В 13-летнем возрасте Мендельсон был автором большого числа сочинений для хора, концертов, опер, симфоний и камерно-инструментальных композиций. Игнац Мошелес, «король пианистов», побывавший в доме Мендельсонов, записал в своем дневнике: «…Феликс — явление, подобно которому не найти нигде. И что такое вундеркинды рядом с ним? Всего только вундеркинды, не более того. Этот Феликс Мендельсон уже зрелый художник, а ведь ему только пятнадцать лет».

В 17 лет Мендельсон создал свою знаменитую увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», о которой восторженно отозвался Роберт Шуман: «Цвет молодости разлит в ней, как, пожалуй, ни в одном другом произведении композитора. Зрелый мастер в счастливую минуту совершил свой первый могучий взлет». В 20 лет Мендельсон добился публичного исполнения в Берлине монументальных «Страстей по Матфею» Баха и фактически спустя сто лет открыл современникам творчество великого кантора церкви св. Фомы.

В 1835 году Мендельсон, уже имел достаточный дирижерский опыт, берется за руководство оркестром Лейпцигского Гевандхауза и за короткое время превращает его в один из лучших коллективов Германии. Наконец, в 1843 году он организовывает первую в стране консерваторию, находя в этом начинании всеобщую поддержку. Насыщенная, многогранная деятельность Мендельсона — дирижера, педагога, просветителя — органично сочеталась с собственным творчеством. Из-под его пера одно за другим рождались сочинения разных жанров, но равно совершенные по мастерству. Живший в эпоху расцвета романтического искусства, композитор оставался приверженцем классических традиций. Его кумирами были Моцарт и Бетховен, Бах, Гендель и композиторы добаховских веков. В его музыке царили ясность, гармоничность, уравновешенность, столь необычные в бурную эпоху ниспровержения канонов прошлого. Он был далек от романтического пафоса, театральной патетики и преувеличенно мрачных страстей. И в то же время музыка Мендельсона покоряет душевной открытостью, щедрым мелодизмом и естественностью интонационного развития.

Увлечение Мендельсона малопопулярными в его время библейскими и евангельскими сюжетами и соответственно жанрами духовной музыки нашло воплощение в масштабных ораториях «Илья» и «Павел», где любовь к традиции сочеталась с острым чувством нового.

Мендельсон является создателем нового жанра романтической концертной увертюры, написанной на конкретный сюжет (взятый из литературы, живописи или навеянный картинами природы). Первый блистательный опыт — увертюра «Сон в летнюю ночь» — с годами пополнилась такими не менее яркими сочинениями, как «Фингалова пещера», «Морская тишь и счастливое плавание», «Прекрасная Мелузина» и др. Вслед за Францем Шубертом Мендельсон развивал жанр лирико-драматической романтической симфонии, основанной на темах песенного характера («Шотландская» и «Итальянская» симфонии). При этом композитор по-своему трактовал программность — более обобщенно. В отличие от Берлиоза или Листа, он не предварял свои произведения обширными предисловиями, а лишь ограничивался краткими заголовками. Широко популярный среди исполнителей Концерт для скрипки с оркестром, и сегодня способный покорить даже взыскательного меломана своей неподдельной свежестью, явился едва ли не первым образцом романтического концерта. Наконец, фортепианный цикл «Песни без слов» — еще одно открытие Мендельсона нового жанра — и по сию пору не имеет равных себе по редкому сочетанию высочайшего профессионализма и доступности самого неискушенному в музыке слуху.

Творческая энергия не угасала до последних дней земной жизни Мендельсона. Он был полон новыми замыслами — задумал ораторию «Христос» и оперу на сюжет сказаний о Лорелее.

После преждевременной кончины Мендельсона близкий его друг, певец Эдуард Девриент оставил в своих воспоминаниях такую весьма примечательную запись: «Столь счастливый и богатый талантами, окруженный любовью и восхищением и при всем этом столь сильный духом и сердцем, он никогда не ослаблял узды религиозной самодисциплины, никогда не преступал границ скромности и смирения, никогда не переставал руководствоваться чувством долга. Земля не отказала ему ни в одной из своих радостей, небеса наградили его всеми дарами для богатой духовной жизни. По сравнению с таким обилием мирных радостей какое значение могли иметь часы дурного настроения, дни печали или скорбного недовольства фальшивыми почестями, которые ему оказывали! Скоропостижная смерть среди только начатых им трудов и далеко идущих проектов, избавившая его от страхов и сует мирских, завершила эту блестящую жизнь человека истинно счастливого и одарившего счастьем других».