Дмитрий Майборода, Степан Стариков
Каталог концертов

Дмитрий Майборода, Степан Стариков

Год выхода:
2017
Страна производитель:
Россия

Дмитрий Майборода

Дмитрий Майборода родился в 1993 году в Москве в семье музыкантов. Окончил с отличием Центральную музыкальную школу при Московской консерватории и консерваторию в классе профессора Валерия Пясецкого. С 2016 года обучается в Мюнхенской высшей школе музыки и театра у профессора Адриана Отикера.

Дмитрий Майборода — лауреат многочисленных Всероссийских и международных детских и юношеских конкурсов: Ротари в Москве (2002), В. Крайнева в Харькове (Украина, 2004), «Юрмала-2004» (Латвия, I премия), «Щелкунчик» в Москве (2005, I премия), конкурса А. Наседкина в Ярославле (2005, I премия), «Весна в России» (2007, I премия в номинации «Дебют»), «Евровидение» в Вене (Австрия, 2006), «Новые имена» (2008, I премия), имени П. И. Чайковского (Южная Корея, 2009), «Посвящение Ференцу Листу» в Москве (2010, Гран-при). В 2013 году Дмитрий стал финалистом и обладателем специального приза XXV Международного фортепианного конкурса имени К. Хаскил в Веве (Швейцария). В 2017-м завоевал II премию и приз публики на 59-м Международном фортепианном конкурсе в Хаэне (Испания).

Пианист ведёт активную концертную деятельность. Как стипендиат Фонда Владимира Спивакова постоянно принимает участие в проектах, проводимых Фондом. Выступления Д. Майбороды проходили на крупнейших сценах Москвы – в залах консерватории имени П. И. Чайковского и Дома музыки, Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале имени П. И. Чайковского, в Театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Московском театре «Новая опера» имени Е. В. Колобова, в музеях имени А. С. Пушкина, имени М. И. Глинки, имени Н. К. Рериха. Пианист концертировал в Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ярославле, Волгограде, Чите, Тюмени, Иркутске, Калуге, Туле, Рязани и других городах России, а также во многих странах мира: Великобритании, Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии, Италии, Греции, Испании, Норвегии, Финляндии, Словении, Польше, Литве, Украине, Израиле, Турции, США, Японии, Бразилии. Он участвовал в известных международных фестивалях, в том числе «Молодой Кремль музыкальный», «Новые имена», «Крещендо», «Звёзды на Байкале», «Моцарт–марафон», «Цветущий багульник», «Белая сирень» (Россия), в Рейнгау и Бад-Киссингене (Германия), «Равиния» (США), в Анталии (Турция) и Зимнем фестивале в Бразилии.

Дмитрий Майборода выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Национальным филармоническим оркестром России, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением П. Когана, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Симфоническим оркестром Мариинского театра, Оркестром Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», Уральским академическим филармоническим оркестром, оркестрами филармоний Ярославля и Нижнего Новгорода, Костромским губернским симфоническим оркестром, Литовским национальным симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Украины, Венским симфоническим оркестром, Лондонским и Хельсинкским филармоническими оркестрами, Национальным оркестром Бельгии, Оркестром имени Гайдна, оркестрами Марокко, Галисии, Гранады, Турина, Гаваны и другими коллективами, под управлением дирижёров Ф. Мансурова, С. Сондецкиса, М. Аннамамедова, А. Борейко, В. Гергиева, Э. Дядюры, В. Зивы, Ф. Коробова, Д. Лисса, А. Сладковского, В. Спивакова, В. Федосеева, К. Арминга, Л. Виотти, М. Олсоп, П. Манна и других.

В 2007 году Дмитрий Майборода играл в концертах по случаю присвоения Владимиру Спивакову титула «Артист мира ЮНЕСКО» (Париж). Участвовал во многих других крупных российских и международных проектах.

Принимал участие в создании фильма «Родственные души не растут на деревьях» о дружбе композиторов П. Чайковского и Э. Грига, показанного по телеканалу «Культура».

Степан Стариков

Степан Стариков родился в 1992 году в семье музыкантов. Игре на скрипке начал обучаться в возрасте пяти лет у Г. С. Турчаниновой. С 2007 года занимается с профессором С. Г. Гиршенко, у которого окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (2011) и саму консерваторию (2016). В настоящее время – аспирант МГК.

Скрипач является лауреатом VI Международного конкурса молодых музыкантов в Москве (I премия, 2009), имени Андреа Постаччини (студенческий грант, 2012, Италия), III Международного конкурса скрипачей имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (III премия, 2014), VI Международного конкурса скрипачей имени Анри Марто (III премия, 2017, Германия); награждён дипломом V Международного конкурса скрипачей имени Яши Хейфеца (2017, Литва). Творческие успехи Степана Старикова неоднократно были отмечены на российских и международных фестивалях, в числе которых московские – «Одарённые дети» (II премия), «Дети и музыка», IX и XI Международные фестивали юных солистов, «Москва встречает друзей», имени Б. Г. Тевлина «Формула успеха»; российские – «На родине Чайковского» в Ижевске, имени П. И. Чайковского в Клину, «Зелёный шум» в Сургуте, «Прокофьев-Гала» в Рязани; а также Летний фестиваль в Копенгагене. Музыкант участвовал в культурной программе встречи президента России В. В. Путина и премьер-министра С. Берлускони (2005). Скрипач – стипендиат благотворительных фондов «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», Фонда Владимира Спивакова. В 2010 году удостоен премии Министерства образования и науки РФ для поддержки талантливой молодёжи.

Впервые Степан Стариков выступил на публике в шесть лет, а в десять сыграл в сопровождении симфонического оркестра. Скрипач концертировал с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова, оркестрами Московской консерватории, Московским государственным академическим симфоническим оркестром, Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Государственным симфоническим оркестром Удмуртской республики, Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром, Русским камерным оркестром г. Курска, Московским камерным оркестром Musiсa Viva, Литовским национальным филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Хофа (Германия); под управлением дирижёров В. Валеева, А. Гершфельда (США), Д. Кирпанева, М. Леонтьева, С. Оселкова, С. Остапенко, С. Орлова, С. Проскурина, Н. Роготнева, А. Титова, В. Урюпина, А. Шурова. Степан Стариков выступает в центральных залах Москвы, гастролирует в Германии, Дании, Италии, на Кипре, Японии, США.

С 2017 года скрипач принимает участие в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки. Также является участником общероссийской филармонической программы «Звёзды XXI века».

Мариус Стравинский

Мариус Стравинский родился в Казахстане в семье музыкантов. Игре на скрипке начал обучаться в возрасте четырёх лет, затем поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 10 лет он продолжил совершенствовать своё мастерство в Школе Иегуди Менухина (Великобритания), а затем был принят на музыкальное отделение Итонского колледжа. В 2002 году окончил Королевскую академию музыки в Лондоне.

После знакомства с Марисом Янсонсом в возрасте 13 лет молодой музыкант увлёкся оркестровым дирижированием и начал стажироваться у Игоря Головчина. Также он посещал мастер-классы Кеннета Кислера и Эри Класа. В 1998 году ассистировал Клаудио Аббадо на репетициях оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта.

В 2002 году Мариус Стравинский стал дирижёром-ассистентом сразу двух коллективов – Академического симфонического оркестра Московской филармонии и симфонического оркестра Московского театра «Геликон-опера». В «Геликон-опере» в течение трёх лет он совершенствовал своё мастерство под руководством Владимира Понькина. Во время работы в театре участвовал в работе над спектаклями «Лулу» А. Берга, «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка, «Упавший с неба» на музыку С. Прокофьева, «Кащей Бессмертный» Н. Римского-Корсакова, «Сибирь» У. Джордано, «Мавра» И. Стравинского, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича и «Кармен» Ж. Бизе.

С 2007 по 2012 год Мариус Стравинский являлся художественным руководителем и главным дирижёром Симфонического оркестра Карельской филармонии, после чего был приглашён Владимиром Юровским на должность дирижёра-ассистента Лондонского филармонического оркестра. С 2013 года музыкант постоянно выступает с оркестрами мирового уровня в Великобритании, Германии, Японии и Австралии.

Мариус Стравинский также часто выступает с российскими коллективами: Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. Дирижёр участвует в симфонических концертах и оперных спектаклях Мариинского театра.

В дискографии М. Стравинского первые в мире записи Скрипичного концерта Игнаца Брюлля, Фортепианного концерта Павла Пабста, симфонии Саломона Ядассона (лейбл Cameo Classics). Будучи главой оркестра Карельской филармонии, он записал сочинения Томаса Блауэра, Дороти Хауэлл, Джозефа Холбрука, Сергея Жукова.

В сезоне 2016/17 музыкант основал в Санкт-Петербурге фестивальный оркестр и стал его директором. Коллектив впервые появился на публике в феврале в Александринском театре, исполнив «Царя Эдипа» И. Стравинского. Среди основных событий сезона 2017/18 – оперные и балетные постановки в Берлине, концерты с Симфоническим оркестром Баварского радио и дебют с Лондонским филармоническим оркестром в Royal Festival Hall.

Антонио Вивальди

Антонио Лучо Вивальди (4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Баттисты Вивальди, скрипача собора св. Марка; возможно, композиции — у Джованни Легренци, возможно, также обучался у Арканджело Корелли в Риме.

18 сентября 1693 года пострижение Вивальди в монахи. 18 сентября 1700 возведен в сан дьякона. 23 марта 1703 года Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. За непривычный для венецианцев цвет волос его прозвали рыжим священником. 1 сентября 1703 года принят в приют Пьета как маэстро по классу скрипки. Заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Сан-Джованни ин Олео. 17 августа 1704 получает дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d’amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказывается по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. 1706 год — первое публичное выступление во дворце французского посольства. Издание «Путеводителя по Венеции», подготовленного картографом Коронелли, в котором упоминаются как скрипачи-виртуозы отец и сын Вивальди. Переезд с площади Брагора в новый более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо.

В 1723 году первая поездка в Рим. 1724 год — вторая поездка в Рим на премьеру оперы «Джустино». Аудиенция у папы Бенедикта XIII. 1711 публикация 12 концертов «L’estro armonico» («Гармоническое вдохновение») Op. 3.1725 в Амстердаме издан op. VIII Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione. В этот цикл «Искус гармонии и инвенции» (или «Спор Гармонии с Изобретением»), Op. 8 (приблизительно 1720), который уже тогда произвёл неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством, вошли четыре всемирно известных концерта, в России неточно именуемые «Времена года». Правильное название - "Четыре времени года" (Le quattro stagione), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди — «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1703-1725 гг. — педагог, затем дирижёр оркестра и руководитель концертов, а также с 1713 года — руководитель оркестра и хора в «делла Пьета» в Венеции, доме призрения сирот, который славился как одна из лучших музыкальных школ для девочек. В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.

Вивальди — крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта — кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трехактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. В Сиене создан Итальянский институт имени Вивальди (возглавлял Франческо Малипьеро).

В середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию. Он прибыл в Вену в неудачное время: только что скончался император Карл VI, и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он скончался в Вене 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.
В честь Вивальди назван кратер на Меркурии.

Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора (примерно 90 опер) в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха, величайшего немецкого композитора 1-й половины XVIII века. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, ее автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717—1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, — оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова

Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, один из старейших симфонических коллективов страны, отметил 80-летие в 2016 году. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 г. в Большом зале Московской консерватории.

В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936-1941), Натан Рахлин (1941-1945), Константин Иванов (1946-1965) и Евгений Светланов (1965-2000). 27 октября 2005 г. коллективу было присвоено имя Евгения Светланова. В 2000-2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002-2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

Концерты оркестра проходили на самых известных концертных площадках мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского и Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Шарль Мюнш, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский, Валерий Гергиев, Александр Лазарев, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Ион Марин, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский и другие замечательные дирижеры.

С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Станислав Кочановский, Андрис Пога, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, VI фестивале Мстислава Ростроповича в Москве, III симфоническом форуме России в Екатеринбурге, Платоновском фестивале искусств в Воронеже; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, а также российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского и I Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; четырежды представил ежегодный цикл просветительских концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает»; трижды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая.

В сентябре 2015 года Владимир Юровский объявил о долгосрочном проекте «80 премьер», в рамках которого отметивший 80-летие коллектив на протяжении нескольких сезонов исполняет восемьдесят премьер – мировых, российских и московских. С января 2016 года Госоркестр реализует специальный проект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006 и 2011 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.