Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Ренат Салаватов, Сергей Догадин
Каталог концертов

Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана, Ренат Салаватов, Сергей Догадин

Год выхода:
2017
Страна производитель:
Россия
Длительность:
88 мин.

Сергей Догадин

Сергей Догадин родился в 1988 году в семье музыкантов. Игрой на скрипке начал заниматься в возрасте 5 лет под руководством известного педагога Л. А. Иващенко. В 2012 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, где учился у профессоров В. Ю. Овчарека и своего отца, А. С. Догадина. Посещал мастер-классы З. Брона, Б. Кушнира, М. Венгерова и многих других музыкантов.

После консерватории стажировался в аспирантуре Высшей школы музыки Кёльна у профессора Михаэлы Мартин и в аспирантуре Университета искусств Граца у профессора Бориса Кушнира. У него же в настоящее время совершенствуется в Венской консерватории.

Сергей Догадин – победитель десяти международных конкурсов скрипачей, в том числе: имени А. Постаккини в Италии, имени Н. Паганини, имени Ю. Янкелевича в России, имени Й. Иоахима в Германии, обладатель трех специальных премий престижного конкурса ARD в Мюнхене, лауреат XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве и I Международного конкурса скрипачей имени Исаака Стерна в Китае. Стипендиат Министерства культуры России, фондов К. Орбеляна и «Новые имена», Моцартовского общества Дортмунда (Германия), лауреат премий Ю. Темирканова, А. Петрова, молодежной премии губернатора Санкт-Петербурга, премии Президента России.

Гастролировал в России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии, Испании, Швеции, Дании, Китае, Польше, Литве, Венгрии, Ирландии, Чили, Латвии, Турции, Азербайджане,Румынии, Молдавии, Эстонии и Нидерландах.

С момента дебюта в 2002 году в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии под управлением В. Петренко, Догадин выступил в Золотом зале Musikverein в Вене, больших залах Берлинской,Кёльнской и Варшавской филармоний, Herkules и Gasteig в Мюнхене, Liederhalle в Штуттгарте, Festspielhaus в Баден-Бадене, Alte Oper во Франкфурте, Concertgebouw и Muziekgebouw в Амстердаме, Tonhalle в Цюрихе, Auditorio Nacional и Palacio de Congresos в Мадриде, Berwaldhallen в Стокгольме, Tivoli в Копенгагене, Suntory Hall в Токио, Symphony Hall в Осаке, Концертном зале Kitara в Саппоро, Большом театрев Шанхае, во всех крупнейших залах Москвы и Санкт-Петрбурга.

Скрипач выступал в сопровождении всемирно известных оркестров, среди которых Лондонский филармонический оркестр, «Филармония», Берлинский симфонический, Будапештский симфонический, оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Английский камерный оркестр, «Кремерата Балтика», национальные оркестры Эстонии и Латвии, Шанхайский симфонический оркестр и многие другие коллективы.

С. Догадин сотрудничал со знаменитыми музыкантами нашего времени: Ю. Темиркановым,В. Гергиевым, В. Ашкенази, В. Спиваковым, Ю. Симоновым, Т. Зандерлингом, А. Дмитриевым, Н. Алексеевым, В. Петренко, В. и А. Чернушенко, С. Сондецкисом, В. Третьяковым, А. Рудиным, Д. Мацуевым и многими другими артистами.

Участник фестивалей «Звёзды белых ночей», «Площадь искусств», фестивалей в Шлезвиг-Гольштейне, Кольмаре, Баден-Бадене, Тиволи, фестивале Балтийского моря, имени Дж. Энеску, «В. Спиваков приглашает», «Скрипки Н. Паганини» В Санкт-Петербурге, фестивале М. Ростроповича, Crescendo, Памяти Олега Кагана и других известных музыкальных форумов.

Выступления музыканта транслировались крупнейшими мировыми радио- и телекомпаниями - Mezzoclassic (Франция), Medici.tv, Европейским союзом вещания (EBU), BRKlassic и NDRKultur (Германия), YLERadio (Финляндия), NHK (Япония), BBC (Великобритания), Польским радио, Эстонским радио и Латвийским радио.

В 2003 году компанией Би-Би-Си записан скрипичный концерт А. Глазунова в исполнении Сергея Догадина и Ольстерского симфонического оркестра. В марте 2008 года вышел его сольный диск, в который вошли произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева и А. Розенблатта.

С 2017 года является приглашенным профессором в Liangzhu International Arts Academy (Китай).

С. Догадин был удостоен чести играть на скрипках Н. Паганини и И. Штрауса. В настоящее время играет на скрипке итальянского мастера Дж. Б. Гваданини (Парма, 1765 г.), предоставленной ему в пользование Fritz Behrens Stiftung (Ганновер, Германия).

Ренат Салаватов

Ренат Салаватов – известный дирижёр, активно сотрудничает с крупнейшими оркестрами и театрами Казахстана и Татарстана, а также с петербургским Мариинским театром.

Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу виолончели (1969) и факультет симфонического дирижирования Ленинградской консерватории у профессоров К. А. Симеонова и И. А. Мусина (1974). Под руководством профессора Л. М. Гинзбурга совершенствовал мастерство в аспирантуре Московской консерватории.

По окончании консерватории музыкант стал главным дирижёром Камерного оркестра Казахского радио в Алматы. Затем неоднократно приглашался на пост дирижёра, а позже главного дирижёра и художественного руководителя Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая в Алматы (1976–1978, 1985–1989, 2001–2009). В Казахстане совместно с режиссёром Юрием Александровым маэстро осуществил постановки опер «Вертер» Массне, «Аида» Верди, «Тоска» Пуччини (в Астане) и «Турандот» Пуччини в Алмате.

Тесные творческие контакты связывают Рената Салаватова с коллективами Казани. С 1979 по 1985 год он был главным дирижёром Государственного симфонического оркестра ТАССР; с 2003 года – главный дирижёр Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля, где дирижирует всеми спектаклями текущего репертуара, выступает в рамках международных фестивалей – оперного имени Шаляпина и балетного имени Нуриева. Он осуществил музыкальное руководство постановками опер «Борис Годунов» Мусоргского, «Кармен» Бизе, «Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (спектакль был номинирован на премию «Золотая маска»), «Джалиль» Жиганова, балетов «Корсар» Адана, «Спящая красавица» Чайковского, «Пер Гюнт» Грига, «Анюта» Гаврилина и других спектаклей. Маэстро много гастролирует с труппой театра – в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландах, Испании и других странах Европы, где коллектив даёт порядка 130 спектаклей в течение сезона.

Ренат Салаватов также является дирижёром Мариинского театра (1989–1990, с 2017). В 2000 году как приглашённый дирижёр осуществил на петербургской сцене премьерные постановки балетов «Манон» Массне в хореографии К. Макмиллана и «Петрушка» Стравинского в хореографии М. Фокина (реконструкция С. Вяхирева).

Обширна международная деятельность маэстро. Он работал пианистом и дирижёром Национального балета Баварии в Мюнхене (1990–1995); был дирижёром Королевской оперы в Стокгольме (1996–2001), где под его управлением шли возобновленные спектакли «Щелкунчик» в хореографии Дж. Ноймайера, «Пер Гюнт» на музыку Шнитке в хореографии Дж. Ноймайера, «Жизель» в хореографии М. Эка, «Фрёкен Жюли» в хореографии Б. Кульберг, «Дон Кихот» в хореографии Р. Нуриева, «Щелкунчик» в хореографии П. Изберга и другие постановки. Р. Салаватов выступал в Метрополитен-опере, Английской национальной опере, парижской Гранд-Опера, Большом театре России и на других крупных сценах, гастролировал в странах Западной Европы, в Турции, Китае, Бразилии, США.

Ренат Салаватов – заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан, кавалер орденов Республики Казахстан – «Курмет» (Орден Почёта) и «Достык» (Орден Дружбы).

Александр Бородин

Александр Порфирьевич Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам – немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем – на фортепиано и виолончели, в девять – сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией.

С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859–1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились. По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 – ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор. Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 – исполнена под управлением Балакирева. К 1867–1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж. Оффенбаха, Дж. Мейербера, А. Серова, русских песен и т. п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики. Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.

Александр Глазунов

Александр Константинович Глазунов (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Париж) — русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928 — ее директор.

Отец Глазунова работал книгоиздателем, мать была пианисткой. Образование получил во Втором петербургском реальном училище, по окончании которого некоторое время был вольнослушателем в Петербургском университете. Одарённый хорошим слухом и музыкальной памятью, Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати. В 1879 он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет. Творчеством Глазунова вскоре заинтересовался известный меценат и покровитель искусства Митрофан Беляев, ставивший своей целью поддержку молодых русских композиторов. В 1885 году Беляев организовал цикл Русских симфонических концертов и музыкальное издательство в Лейпциге, а годом ранее при его поддержке Глазунов впервые отправился за границу, где была исполнена его Первая симфония, и где он познакомился с Ференцем Листом, одобрительно отозвавшимся о его творчестве. Вернувшись в Петербург, Глазунов стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.

В 1887 году умирает Александр Бородин, оставив неоконченными свою оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самого Бородина незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия, а благодаря музыкальным навыкам он смог полностью оркестровать симфонию. В 1889 он дебютирует как дирижёр, исполняя свою Вторую симфонию на Всемирной выставке в Париже. В начале 1890-х Глазунов переживает творческий кризис, который сменяется новым подъёмом: он пишет три симфонии, камерные произведения и балет «Раймонда», ставший наиболее известным его сочинением. В 1899 он получает место профессора Петербургской консерватории, в которой работал непрерывно около тридцати лет. После событий 1905 года, когда из консерватории за поддержку революционно настроенных студентов был уволен Римский-Корсаков, Глазунов в знак протеста также покинул свой пост, но уже в декабре того же года, после того, как консерватория была отделена от Русского музыкального общества, вернулся в неё и вскоре был избран ее директором. На посту директора Глазунов провёл огромную работу: приводил в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента.

После Октябрьской революции Глазунов сумел остаться на своём посту, наладив отношения с новым режимом, и в частности с наркомом просвещения Анатолием Луначарским, и сохранить за консерваторией престижный статус. Он выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики. Тем не менее, против Глазунова в консерватории были настроены как некоторые группы профессоров, желавших более прогрессивных методов преподавания, так и студентов, жаждавших большей свободы. В 1928 году Глазунов был приглашён на композиторский конкурс в Вену, посвящённый столетию со дня смерти Франца Шуберта, и по его окончании принял решение не возвращаться в СССР. Глазунов всегда заявлял, что его отъезд за границу был обусловлен слабым здоровьем, а не идеологическими причинами, что позволило ему сохранять творческие связи с ленинградской музыкальной общественностью. Глазунов формально числился ректором консерватории до 1930 года (его обязанности исполнял Максимилиан Штейнберг). Некоторое время Глазунов выступал как дирижёр, а в 1932 в связи с ухудшившимся здоровьем вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял (среди его поздних работ — Концерт для саксофона с оркестром, посвящённый Сигурду Рашеру).

Глазунов умер в Париже, в 1972 году его прах был перевезён в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В Мюнхене открыт институт, занимающийся исследованием творчества композитора, архив его партитур хранится в Париже.
Именем композитора назван малый зал Санкт-Петербургской консерватории.

Глазунов занимает заметное место в истории русской музыки. По стилю своих сочинений он примыкает отчасти к «Новой русской школе», но культивирует по существу европейские классические музыкальные формы. Его произведения отмечены яркой оркестровкой, большим гармоническим и контрапунктическим мастерством, тонким лиризмом.

Московский государственный академический симфонический оркестр

Московский государственный академический симфонический оркестр (МГАСО) был основан в 1943 году Правительством СССР и является одним из старейших симфонических оркестров России.

Первым главным дирижером коллектива стал дирижер Большого театра Народный артист СССР Лев Штейнберг. Он возглавлял оркестр до конца жизни (1945). Затем руководство МГАСО осуществлялось такими прославленными советскими музыкантами, как Николай Аносов (1945–1950), Лео Гинзбург (1950–1954), Михаил Тэриан (1954–1960), Вероника Дударова (1960–1989). Благодаря сотрудничеству с ними оркестр стал одним из лучших симфонических ансамблей страны, но был известен, в первую очередь, исполнениями русской и советской классики, в том числе премьерами сочинений С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра.

Новая эра в истории МГАСО началась под управлением Павла Когана. Маэстро занял должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра в 1989 году и сразу реформировал репертуар коллектива, обогатив его произведениями европейской и американской музыкальной литературы.

Визитной карточкой оркестра стали грандиозные монографические циклы полных собраний симфонических сочинений величайших композиторов И. Брамса, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Р. Штрауса, Ф. Мендельсона, Г. Малера, А. Брукнера, Я. Сибелиуса, А. Дворжака, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, С. C. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Н. Скрябина, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля. Масштабные программы коллектива состоят из симфонической, оперной и вокально-симфонической классики, работ современных композиторов, множества забытых и незнакомых слушателям произведений.

Благодаря разнообразию программ и неизменно высокому уровню их исполнения МГАСО заслужил уважение и любовь слушателей в своей стране и за ее пределами. Оркестр ежегодно дает концерты в Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени П. И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов. Коллектив регулярно выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом – в течение последних двадцати пяти лет гастроли МГАСО состоялись более чем в пятидесяти странах, включая США, Великобританию, Японию, Испанию, Австрию, Италию, Германию, Чехию, Польшу, Венгрию, Францию, Южную Корею, Австралию, Китай и Швейцарию.

Коллектив создал коллекцию записей, включающую CD и DVD со студийными и «живыми» исполнениями, радио- и телевизионные трансляции. В 1990 году компания Pioneer сделала «живую» запись фортепианного и скрипичного концертов Чайковского и Симфонии №10 Шостаковича в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра и Маэстро Когана (солисты – Алексей Султанов, Максим Венгеров). В начале 90-х годов был выпущен фильм «Путешествие с оркестром» о гастролях МГАСО под управлением Павла Когана в Европе и Санкт-Петербурге. Широко известен и пользуется большой популярностью цикл произведений Рахманинова, изданный лейблом Alto: созданные МГАСО и П. Коганом интерпретации трех симфоний и «Симфонических танцев» композитора возглавили списки всех существующих прочтений.

Оркестр гордится своим партнерством с выдающимися дирижерами и солистами: Евгением Светлановым, Кириллом Кондрашиным, Александром Орловым, Натаном Рахлиным, Самуилом Самосудом, Валерием Гергиевым, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гилельсом, Леонидом Коганом, Владимиром Софроницким, Сергеем Лемешевым, Иваном Козловским, Святославом Кнушевицким, Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Даниилом Шафраном и многими другими.

Сотрудничество с Павлом Коганом принесло оркестру репутацию коллектива, пропагандирующего высочайшие стандарты артистического мастерства, демонстрирующего художественный подход к формированию программ, имеющего широкий круг верных почитателей во всем мире. От концерта к концерту этот замечательный тандем полностью оправдывает свой статус. МГАСО никогда не останавливается на достигнутом и без устали стремится к еще не завоеванным вершинам.